ТВ-сериал "Надя с загадочного моря". Или как взять шикарный сеттинг, интересную историю, сценарий и концепты Хаяо Миядзаки, режиссёра Хидэаки Анно и снять провальное аниме.
Ну как - провальное? В принципе, у него неплохой рейтинг, например, на IMDB - 7,8, на других площадках тоже где-то от 7,5 до 8,0, что для аниме, снятого в начале 90-х очень неплохо. С другой стороны... Вот вы слышали про аниме "Надя с загадочного моря"? Нет? А о нём почти никто не слышал, на тех же площадках 2-3 отзыва и те - довольно сдержанные.
Загадка? Да нет, достаточно посмотреть серий десять (а всего их 39), и становится понятно, почему тайтл не стал шедевром, хотя все предпосылки к тому имел.
Сперва о хорошем.
Как я в начале написал, у сериала изначально был прописан очень крутой сеттинг - Европа, самое начало XX века, элементы дизельпанка и меха - не часто таким богатым набором радует даже современное аниме. Да и история, которую нам расскажут авторы хороша.
Всё начинается во Франции, во время Всемирной Выставки в Париже, в 1900 году. Мальчик Жан со своим дядей приехали туда, чтобы поучаствовать в конкурсе летательных аппаратов со своим самодельным самолётом. Гуляя по городу, Жан встречает необычную темнокожую девочку, в которую немедленно влюбляется.
К тому же, за девочкой гонятся странные типы на чём-то вроде гибрида танка, дирижабля и подводной лодки. "Принцесса в беде" - как может устоять против такого горячий юный француз? Троица комичных злодеев, их диковинный "меха", да и сами Жан и Надя несут такой отчётливый миядзаковский отпечаток, что я, даже ещё не зная, что великий мастер участвовал в создании аниме, подумал - "о, да это же прям "Порко Россо"!
Ну и, конечно, самолёты - неуклюжие, ненадёжные и, одновременно, такие романтичные "этажерки" начала прошлого века. На одном таком "самолёте" Жан и Надя улетают от преследователей, но падают в океан, где их подбирает американский линкор, который охотится за морским монстром, топящим корабли. Знакомо, не правда ли? Да-да, это завязка как в "20 000 лье под водой". Авторы вообще взяли и адаптировали значительный кусок этой книги и "Таинственного острова". Но очень сильно по-своему адаптировали, надо признать. :)
В общем, в этой истории есть всё - авантюрные приключения в духе Буссенара и подводные путешествия в духе Жюля Верна, сражения линкоров с подводными лодками, подводных лодок с подводными лодками, дирижаблей с подводными лодками и даже гигантского кальмара с подводной лодкой :) А ещё - гигантские (ну... не очень прям гигантские, но большие) ходячие роботы, тайная фашистская организация, сверхмощное оружие, Атлантида, инопланетяне и много чего ещё.
Казалось бы - как можно проиграть с таким щедрым событиями сценарием?
Оказалось - можно.
Главной проблемой аниме стало то, как мне кажется, что набросав вот этого всего в ящик с идеями, авторы не смогли их развить и связно изложить. Самим сюжетообразующим событиям уделено очень мало времени. А остальное заполнено сценами, которые словно снимал другой человек. Собственно, так оно и есть. Дело в том, что как раз во время съёмок "Нади..." в знаменитой ныне, а в тот момент - молодой компании Gainax был раздрай и раздор. Тосио Окада и Хироаки Иноуэ конфликтовали, каждый тянул одеяло на себя, атмосфера была напряжённой. да ещё и студия была на грани банкротства. Из-за всей этой нервотрёпки Хидэаки Анно "сломался", да ещё девушка. в которую он был влюблён и которой предложил руку и сердце, отказала (как говорят, не хотела связывать жизнь с человеком из аниме-индустрии). В общем, Хидэаки Анно ушёл из проекта и серии с 23 по 34 снимали другие режиссёры. Это видно невооружённым глазом. Они даже не пытались как-то поддержать стиль и атмосферу первых двадцати серий.
Мрачноватое авантюрное приключение с библейскими мотивами и сложными вопросами для героев, сменяется какой-то почти "диснеевской" (в плохом смысле) чехардой на необитаемом острове с милым котиком, корчащим рожи, милыми детишками, творящими всякую дичь, "смешным" зависанием в воздухе с глупым лицом, прежде чем упасть вниз, и прочими "смешнявками" прямиком из "Том и Джерри". И это творится одиннадцать серий! Четвёртую часть сериала!
И не сказать, что эти "филлеры" нужны потому, что по основному сюжету всё отсняли, а время надо было растянуть. Как раз по нему осталось много нераскрытых тем. Вот, казалось бы, почему не дать более развёрнуто историю злодеев? Не комичных авантюристов из начала - эти, как выясняется почти сразу, неплохие, в общем, ребята.
Настоящих злодеев, которые появятся уже в четвёртой серии? Они преследуют героев до самого конца аниме, играют важную роль для сюжета, принесли много горя главным и второстепенным героям, наконец, чуть не захватили власть во всём мире, но мы так ничего про них почти не узнаем. Ну, точнее, узнаем - в последних сериях нам это быстренько расскажут. Зато плодить какие-то боковые сюжетные ветки, которые никуда не ведут - это пожалуйста.
Вторым минусом, возможно, только для меня, стали два главных героя аниме - Надя и Жан. Они... неприятные, что ли. Ну вот есть Надя, она "веган", не ест ни мяса, ни рыбу. При том в худшем их проявлении - постоянно наезжает на других, обзывая убийцами и поедателями трупов. Ну, оно и ладно бы, по крайней мере это хоть как-то объясняется потом. Но она ещё и крайне заносчива и агрессивна, не испытывает ни малейшего уважения или хотя бы благодарности к людям, которые её постоянно спасают, истерит на пустом месте, помыкает влюблённым в неё Жаном.
Впрочем, Жана как-то не получается пожалеть. Он, несмотря на заявленную гениальность, хм... Как бы сказать, чтоб алгоритмы Дзена не вырезали за "сниженную лексику"? Туповат. Построив самолёт, сразу, без испытаний, взяв с собой пассажиров, отправляется ни много ни мало - в Африку. Над океаном, ага. Во время морского сражения со счастливой лыбой лезет смотреть как круто стреляют пушки. Дважды совершенно одинаково, по глупости, подставляет спасший их "Наутилус" под атаки врага - стоившие, если что, жизни некоторым из команды. Может быть,он чувствует вину? Это как-то чему-то его учит? Не-а, он продолжает вести себя как пятилетний малыш в магазине игрушек. Даже в отношении Нади, в которую вроде как влюблён - хитростью заставляет её съесть мясо. Типа, плевать на её убеждения, а я добьюсь своего. Причём, совсем маленькая девочка даже его предупреждает "Надя опять разозлится!" На что он со своей обычной счастливой улыбкой отвечает: "Да ладно! Всё получится!" То есть явно вообще не особо адекватно воспринимает происходящее вокруг. Соглашусь, что характеры прописаны достаточно реалистично, вполне типичное подростковое поведение. Но как либо сопереживать таким персонажам не получается.
Всё было бы совсем плохо, но ситуацию немного спасают два фактора. Во-первых, размах и эпичность конфликта. Он не только в сюжете, но и визуально красив и эпичен. Не даром Gainax дальше прославится как студия, снимающая аниме с грандиозными сражениями "меха" и запутанными политическими интригами. А во-вторых - троица авантюристов на меха-танке. Если сначала они кажутся довольно неприятными типами, то ближе к финалу становятся единственной отдушиной - они чудят, геройствуют, страдают и шутят. Как настоящие люди.
В общем, =это аниме интересно больше не столько само по себе, а как исторический артефакт - этап становления интересной студии и интересного режиссёра. Очень противоречивый и неровный, но уже с проблесками будущих достижений.
Если есть время и интерес - вполне можно посмотреть. Я не жалею о потраченном времени, хотя, как это часто бывает, жалко, что такой потенциал был не реализован до конца.
Спасибо за то, что дочитали :)