Были в Витебске времена, когда трамвайные маршруты не закрывали, а открывали новые. Пуск нового трамвайного маршрута – всегда был большим событием в жизни города.
К сожалению, многие проекты трамвайных линий так и остались, а некоторые даже были неосуществимыми с самого начала.
Расскажем о 7 нереализованных проектах трамвайных линий, которые бы могли радикально изменить Витебск.
1. Трамвай на улице Ленинградской
Трамвай в Витебске существует с 1898 года. Однако до революции электротранспорт ходил только по центральным улицам города – Гоголевской и Смоленской (современная улица Ленина), Вокзальной (Кирова) и Задуновской (проспект Фрунзе). Из-за малой протяженности трамвайных линий жители промышленных окраин не могли пользоваться общественным транспортом и ходили на работу пешком.
Впервые о продлении трамвая заговорили в 1907 году. В тот год истекал 10-летний срок концессии, выданной бельгийскому акционерному обществу на эксплуатацию трамвая в Витебске, по завершении которого предприниматели обязались продлить существовавшие пути на 20%
14 марта 1907 года Витебская городская управа рекомендовала бельгийскому акционерному обществу проложить трамвайный путь по Городокскому шоссе (современная Ленинградская улица), к костелу святой Варвары. Костел пользовался популярностью среди верующих-католиков, что, вероятно, и стало причиной принятия такого решения.
Однако 112 лет назад трамвай так и не пошел по Городокскому шоссе. Вероятно, причиной этому была небольшая мощность электростанции и нехватка энергии для эксплуатации нового пути.
Во второй раз о прокладке трамвая по Ленинградской улице заговорили уже после окончания Великой Отечественной войны. Разработанный в 1946 году Генеральный план Витебска предполагал пуск трамвая в сторону Чепино по Городокскому шоссе к 1960 году.
1 августа 1950 года Витебский горисполком принял решение о строительстве трамвайной линии по современной Ленинградской улице. В те годы этот район, застроенный частными домами, считался густонаселенным: здесь проживал каждый шестой витеблянин.
Одновременно было решено восстановить Полоцкий путепровод, что позволяло сократить расстояние между вокзалом и Городокским шоссе для автотранспорта на 3 км. Отсутствие путепровода, как указывалось в документе, создавало большую угрозу для жизни людей, в большом количестве переходивших железнодорожные пути в дни работы Полоцкого рынка.
Новому маршруту планировалось присвоить № 8. В пути следования от вокзала до Чепино планировалось обустроить 8 трамвайных остановок. Этот проект, к сожалению, так и не был реализован.
Городские власти не отказались от планов пуска электротранспорта по Ленинградской улице. 22 сентября 1983 года газета «Витебский рабочий» сообщила о намеченном к 1985 году пуску троллейбуса в сторону Тирасполя. В 1989 году дату перенесли на 1995-1997 годы.
2. Трамвай на улице Некрасова
Второй раз в дореволюционном Витебске городская дума планировала расширение трамвайного движения в 1909 году. Тогда бельгийским предпринимателям рекомендовали пустить трамвай по Елагской улице (современная улица Некрасова) к саду «Елаги» (Парк железнодорожников) и Юрьевой горке, а оттуда со временем продлить путь до Марковщины.
Этот проект также постигла неудача. В 1930 году трамвай пошел на Марковщину, но уже по другому маршруту – по современным улицам Буденного, Герцена, Академика Павлова и Максима Горького.
3. Трамвай на Песковатик
До революции Песковатик (или Пески) – часть Витебска к северу от Смоленского рынка, по Великолукскому тракту и нынешнему проспекту Куйбышева – считался густонаселенной рабочей окраиной. Неудивительно, что еще в 1907 году городская управа просила бельгийцев продлить трамвай в этот район от современной площади Ленина, где в то время заканчивалось движение.
Но лишь в 1926 году трамвай появился на Смоленской площади, что сделало Песковатик немножко ближе к городскому центру.
По Генеральному плану 1946 года трамвай должен был к 1960 году пойти вглубь Песковатика, в район Богословского кладбища, на месте которого была спроектирована площадь. При этом старый одноэтажный район застраивался по плану многоэтажными зданиями.
Интересно, что на опубликованной в 2014 году схеме развития городского пассажирского электротранспорта в Песковатик планируется пустить троллейбус.
4. Трамвай на улице Карла Маркса
В наши дни улица Карла Маркса (до войны – проспект Бебеля) – отдаленный район Витебска с массой нерешенных проблем, в том числе и транспортных.
Впервые о пуске сюда трамвая заговорили в 1936 году, когда на Юрьевой горке был заложен городской парк культуры и отдыха.
В Генеральном плане 1946 года был спроектирован трамвайный маршрут с девятью остановками от современной улицы Титова, по улицам 3-й Полоцкой и 11-й Свердлова, вдоль Юрьевой горки и далее по проспекту Бебеля (улице Карла Маркса) и Пролетарской улице.
Но уже в 1950 году от идеи строительства трамвая на улице Карла Маркса отказались из-за того, что улица пересекала железнодорожные пути и была застроена только частично. Больше к идее пуска здесь электротранспорта власти не возвращались.
5. Трамвай в Тарный
По Генплану 1946 года новая трамвайная линия должна была связать с центром города современную Зеленогурскую улицу. Линия проектировалась невероятно длинной, с 7 остановками, выходящей практически к Тарному поселку.
Но жители этой витебской окраины так и не получили долгожданного трамвая.
6. Трамвай на улице Воинов-Интернационалистов
25 декабря 1989 года Витебским горисполкомом была принята Программа по дальнейшему улучшению обслуживания населения города Витебска пассажирским электротранспортом. Согласно документу, в 1991 году на улице Воинов-Интернационалистов должны были появиться трамвайные пути на участке от улицы Петруся Бровки до проспекта Победы, а также разворотное кольцо у областной больницы. К 1995 году планировалось устройство трамвайного движения и по проспекту Победы.
В отличие от других планов, этот начал претворяться в жизнь. В 1990-е годы у областной больницы были уложены трамвайные рельсы. Но в 1998 году грянул дефолт, стройка была заморожена, вскоре и вовсе свернута, а уложенные рельсы демонтировали.
В 2017 году по улице Воинов-Интернационалистов был пущен маршрут троллейбуса № 11.
7. Планы на грани фантастики
В 2014 году в книге Василия Павлючкова «Витебский трамвай. Люди. События. Факты» была опубликована Схема развития городского пассажирского электротранспорта. По ней мы можем узнать, каким мечтали видеть электротранспорт Витебска в будущем.
В планах было устройство трамвайного движения по проспекту Победы, улице Воинов-Интернационалистов, продление пути в Билево по Московскому проспекту и улице Баграмяна, а также линия в самый конец улицы Гагарина.
Были и еще планы, но они , как говорится, на грани фантастики. Трамвай мог соединить два берега Двины по новому мосту в районе улицы Чехова. Еще один трамвайный мост мог пересечь Лучесу у включенной в городскую черту деревни Шпили. Наконец, когда-то планировалось, что протяженная линия свяжет Билево, Тулово, Себяхи, Журжево и бывший военный аэродром в районе улицы Гагарина. Еще одна линия пройдет по проектируемой магистрали между улицами Титова и Максима Горького.
На фоне столь грандиозных планов мелочью покажутся идеи пустить трамвай прямо из депо на Смоленскую улицу по территории военного городка, а также линия через железнодорожные пути в начале улицы Максима Горького.
Подписывайтесь на нас в: Яндекс, Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат!
Читать полностью на сайте vkurier.info