В характерных для художника «грязных» тонах создается праздничный сюжет, который не разгадать с первого взгляда.
Василий Перов – известный русский живописец-реалист. Он писал о социальных драмах своего времени без прикрас – сиротстве, нищете, страданиях и несправедливости. Все несовершенства мира, которые можно было придумать в 19 веке, Перов сделал основой своего творчества. Ему помогала суровая колористика, хорошее знание крестьянской среды и собственный опыт.
Но были и другие, более жизнеутверждающие сюжеты в его творчестве. Работа, о который мы говорим сегодня была написала в 1870 году, а ее название – «Накануне девичника. Проводы невесты из бани». Да, оказывается перед нами праздничный обряд, предшествующий свадьбе.
Посещение бани в старых русских традициях обязательно включалось в предсвадебные хлопоты, у этого ритуала был сакральный смысл – в новую жизнь невеста должна была войти чистой и невинной. А еще, почему-то очень грустной.
Надо сказать, что в разных уголках государства традиции могли разниться, но здесь, в своем произведении Перов описывает момент с вытницей – женщиной, которую приглашали перед свадьбой, чтобы причитать. Это, в полном смысле, была ее работа. Петь грустные песни, доводя невесту до слез, без конца заламывать руки и сеять печаль. Чем больше, тем лучше.
Вероятно, делалось это для того, чтобы невеста еще до свадьбы выплакала все слезы и испытала горести, которые могли бы выпасть на ее долю. По сути, это часть магического мышления в самосознании русского человека – обмануть беду.
Вот почему невеста такая робкая и хмурая – не от того, что ей не хочется замуж, а потому, что этого требуют некие правила. Под темной накидкой, тем не менее, виднеется нарядное розовое платье, а в начале процессии оживленное веселье – невеста старается казаться грустной, но другие ликуют.
Кстати, шум в начале толпы призван отпугивать темные силы от невесты, ведь в момент пограничного состояния, человек считается наиболее уязвимым.
К пограничным состояниям относится статус невесты (уже не холостой, но еще не жены), беременной и рожающей женщины, именинника, который вот-вот перейдет в другой возраст и так далее.
Единственный мужчина на картине – крестьянский паренек, которого Перов показал в 3/4. Он играет на гармошке, развлекая толпу и отпугивая злых духов.