Найти тему

Травля в школе. Роль учителя

фото Яндекс.картинки
фото Яндекс.картинки

Какова роль учителя (классного руководителя) в травле ребенка? Есть ли она вообще?

Поняла, что в предыдущих двух заметках про травлю совсем упустила из виду очень важный аспект - роль учителей в травле. Собственно, упустила я эту тему неспроста. Очень уж она деликатная. Даже боязно ее поднимать. Поэтому сразу оговорюсь, я с большим уважением отношусь к учителям. Сама в прошлом школьный учитель, а ныне вузовский преподаватель. Но, тем не менее, совесть и факты не позволяют мне отрицать очевидное. У учителя/классного руководителя может быть своя роль в травле. Не обязательно, но может. Чаще всего она бывает не основной, но является предрасполагающим фактором*. Случается, что классный руководитель подготавливает почву, необходимую для травли.

Именно это и произошло в ситуации с моей дочкой. На примере пережитой нами истории объясню, как может поспособствовать учитель буллингу.
Одноклассники стали травить дочку в 6 классе. Но почва для этой драмы была подготовлена задолго до самого инцидента. Дочка училась с этими ребятами с самого начала, с первого класса. Вернее даже с подготовишек. И именно первая учительница - классная руководительница - создала благоприятную почву для травли.

Как это происходит?

Первая учительница провела с ними, кажется, около трех лет. Она не выпустила их из 4 класса, ушла в декрет до выпускного. Но этого времени оказалось более чем достаточно, чтобы разделить класс.
Да, травля начинается именно с разделения класса. Разделения на умных и глупых, на любимчиков (с кем легко и приятно работать) и нелюбимчиков (аутсайдеров). На активных, которых зовут и привлекают к участию во внеклассной деятельности и пассивных, которых по каким-то (скорее субъективным) причинам игнорируют.
Примерно ко второму полугодию второго класса это разделение не просто наметилось, оно уже бросалось в глаза. Класс был негласно, но реально поделен на "звезд" (любимчиков) и "золушек". Использую слово "звезды", т.к. оно, как нельзя лучше, описывает их привилегированное положение в классе, возле учителя. Эти дети явно ощущали свое особое положение в классе и расположение учителя к ним. Из начальной школы в среднюю, уже к другому классному руководителю они тоже перешли с «короной» на голове. И «золушки» - абсолютно нормальные и активные в первом классе и в «подготовишках» дети, они стали очень неуверенными в себе и застенчивыми уже во втором.

Немного о личности учителя. Наша первая учительница была достаточно молодая (ей было чуть за 30 в первом классе), но уже с опытом работы. Очень активная, амбициозная, возможно, хотела сделать карьеру, поэтому очень любила всякие внеклассные мероприятия и публичную деятельность. А для таких мероприятий, конечно же, нужны такие же бойкие и активные, схватывающие все на лету дети. С теми, кому нужен более индивидуальный подход и тактичное, деликатное обращение, конечно, сложнее и затратнее возиться. Проще махнуть на них рукой, и переключить свое внимание на «звезд». Так и создавалось между детьми это разделение на лидеров и аутсайдеров. Детям не нужно говорить об этом открытым текстом, они сами очень чутко считывают отношение учителей и к себе и к одноклассникам. А может, на уроках или между ними и говорилось что-то. Не знаю точно. Дочка не жаловалась. Но дети редко о таком говорят. Для них первая учительница – это богиня, они на нее надышаться не могут и готовы виснуть часами. Думаю, вы видели первоклашек и знаете их трепетное отношение к своим первым учительницам.

В начальной школе дочка была очень активная, жизнерадостная и общительная. На ее дни рождения звали бОльшую часть класса (да-да, включая и тех, кто потом ее активно травил). И она тоже ходила на дни рождения одноклассников. Но, тем не менее, пропасть разделения постепенно росла.

Знаете, чем чревато такое разделение класса, созданное учителем?

«Звезды» становятся все самоувереннее и наглее, а «золушки» тише и застенчивее. «Привилегированные» дети чувствуют поддержку учителя, и начинают ощущать вседозволенность и безнаказанность (помните про детский эгоцентризм? Он как раз подпитывается такими ситуациями). Что бы они ни сделали, все сходит с рук, даже если поругают, симпатии учителя на их стороне, они не лишаются расположения учителя. Думаю, в этом заключается главная педагогическая ошибка: выделение любимчиков и нелюбимчиков. Очень сложно сохранять справедливость и наказывать тех, к кому расположен. А это подпитывает гордыню «любимчиков» и лишает «нелюбимчиков» веры в справедливость, в защиту и безопасность.

Проблема в том, что даже с уходом такого учителя, разделившего класс на «классы» (простите за тавтологию), это негласное разделение сохраняется уже в психологии этих детей – в их самовосприятии и в восприятии ими друг друга. Поэтому травля стала возможна в 6 классе, уже при другой классной руководительнице. Она, по сути, была ни при чем, не она создала это разделение, но она и не сняла «короны» со «звезд».

Итак, резюме

У учителей может быть как минимум две роли в школьной травле: активная и пассивная. Активность и амбициозность учителя, хорошие отзывы о нем именно в этом ключе – это далеко не гарантия педагогичности и профессионализма. Скорее даже наоборот. Чем больше у учителя внеклассной активности, тем меньше внимания будет он уделять детям, которые нуждаются в индивидуальном подходе и большем внимании. И больше риска разделения класса на «звезд» и «золушек».

Вторая роль учителей в травле пассивная. Как правило, это невнимательность. Учитель просто не замечает того, что происходит в классе. Или другой вариант - невмешательство. Когда учитель знает, но ничего не делает. Причин тут несколько: кому-то ситуация кажется несерьезной и не требующей внимания и вмешательства - «сами разберутся». Кому-то лень вникать и возиться. Они и сами часто тоже занятые, активные и амбициозные. А кто-то просто не знает, что и как делать в такой ситуации в силу молодости или отсутствия необходимого опыта и знаний.

К большому моему сожалению, в школах сейчас отсутствуют грамотные психологи. Иногда отсутствуют совсем. А иногда они есть, но перегруженные большим количеством ненужной бюрократической волокиты, спущенной из минобра. Именно школьного психолога я и пыталась привлечь сначала к разрешению конфликта, но какой-то внятной помощи и вмешательства я так и не дождалась.

Благо, директор школы оказалась очень чуткой и внимательной женщиной, которая сразу поняла ситуацию и приняла все необходимые меры для того, чтобы ее решить. За что я ей до сих пор искренне признательна. Именно благодаря неравнодушному директору, дочке не пришлось менять школу, а удалось в кратчайшие сроки решить проблему на месте.

В конце хочу заметить, что, конечно же, классное руководство – это тяжелый труд. Управление детским коллективом намного сложнее, чем взрослым, - с этим не поспоришь. Но именно поэтому учителя, школьные психологи и администрация и должны быть намного чутче и внимательнее по отношению к детям и тому, что происходит между ними. Дети еще не умеют грамотно выстраивать отношения (хотя, о чем я, это и многим взрослым не под силу) и не в состоянии решать такие проблемы. Поэтому с ними необходимо вести не только учебную, но и воспитательную работу.

P.S. Уже написав этот текст, поняла, как сильно тема перекликается с сегодняшней ситуацией - про разделение и травлю. Есть смысл задуматься...

*Мой пример не означает, что в сложившейся ситуации виноват и учитель. Такие драмы бывают и в классах с благоприятной дружелюбной атмосферой. Просто учитель может внести свою лепту в создание и развитие подобных инцидентов.

С уважением, Яна Карина

Дорогие друзья, на канале есть другие статьи на эту очень важную тему: Руководство для родителей, как помочь ребенку - надеюсь, они будут вам полезны

Буллинг: если ребенка травят в школе. Руководство для родителей. Начало - о том, как понять, что ребенка травят, и какие действия необходимо предпринять родителям в этой ситуации

Буллинг: если ребенка травят в школе. Руководство для родителей. Окончание - о том, кто виноват в травле, есть ли вина жертвы, каковы последствия травли для ребенка и как предотвратить негативные последствия для психики