Его характерная внешность, многогранный талант и затребованный в советском кинематографе типаж превратили фронтовика Алексея Смирнова в настоящую звезду отечественного кинематографа. Ему одинаково успешно давались самые различные амплуа, однако зритель запомнил артиста как незадачливого здоровяка из гайдаевских комедий. Но, несмотря на то, что в кино он блестяще воплощал комичные образы, в жизни Алексей Смирнов был далёк от них, слыл угрюмым, малообщительным и одиноким человеком. Публичная профессия никак не вязалась с его внутренней сутью. К сожалению, одиночество стало тем единственным верным спутником, который не оставлял его до последних дней. О непростой жизни великого советского актёра мы и вспомним в данном посте.
Алексей Смирнов родился в 1920 году 28-го февраля. Его малая родина – городок Данилов в Ярославской области. Мальчик и его младший брат росли без отца, который рано покинул этот мир. Вопреки сложной суровой жизни, юного Алексея всегда тянуло к творчеству. Он видел себя на театральных подмостках, поэтому в конце 30-х поступил в театральное училище при Ленинградском театре муз комедии. А по окончании его Смирнов работал актёром эстрады.
Всё изменила война: молодой человек, так же, как тысячи его соотечественников, ушёл воевать на фронт. Вскоре после начала войны в бою погиб его брат. Что же касается Алексея, ему поручили командование огневым взводом 169-го миномётного полка. На счету Смирнова около 11 боевых наград, среди которых, Орден Славы, Орден Красной Звезды, а также медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Мужчина принимал участие в сложнейших боевых операциях, демонстрируя отменное стратегическое мышление, хладнокровие, отвагу и стойкость.
В одном из боёв Смирнов получил контузию. Однако, будучи физически выносливым и сильным, он оправился от серьёзного ранения и в мае 1945-го с триумфом вместе со всей страной вернулся с фронта. Но, отпечаток войны и серьёзные ранения бесповоротно сказались на здоровье. Контузия не позволяла Смирнову вести полноценную жизнь, в том числе, иметь детей. В будущем это станет для него настоящим клеймом. А пока он будет занят возвращением к профессии сквозь трудности, голод на руинах разгромленной войной страны.
В 1946-м году Алексея приняли в труппу Ленинградского театра муз комедии. Первые годы после войны выдались весьма непростыми. Заработок позволял еле сводить концы с концами, а все роли Смирнова сводились к неприметной работе в массовке. Дома Алексея ждала пожилая больная мать, о которой он заботился.
Будучи человеком очень скромным, Смирнов не распространялся о своих многочисленных боевых подвигах, поэтому на работе о них никто не знал. Каково же было удивление коллег актёра, когда в 1954-м году во время гастролей в Капустином Яре при встрече труппы с военными, Алексея узнал сам маршал Жуков. Испытывающий искреннее уважение к Смирнову, наслышанный о его боевых заслугах, маршал пообещал посетить выступление театрального коллектива. После этого Смирнову стали доверять уж роли второго плана, но, в силу особенностей внешности, чаще всего это были роли комического жанра. Первой же серьёзной драматической работой Алексея была роль царя Петра Первого в пьесе «Табачный капитан».
Кроме превосходных актёрских данных, Алексей Смирнов обладал и прекрасным уникальным в своём роде вокалом. Это был редкий по звучанию грудной бас. При том, что голос Смирнова звучал превосходно, его профессиональным становлением он никогда не занимался.
Актёр ушёл в кино по причине того, что публика театра, где он служил, обмельчала. Ему надоело играть на потеху местных пьяниц, душе хотелось чего-то более масштабного и качественного. Киноиндустрия приняла Смирнова с распростёртыми объятьями. Среди самых ярких ролей артиста работы в картинах «Полосатый рейс», «Деловые люди», «Свадьба в Малиновке», «Семь стариков и одна девушка», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Айболит-66», «В бой идут одни старики», «Приключения Шурика» и многие другие. Фактурная внешность, актуальный типаж, бесспорный талант и большое желание работать – режиссёры обожали Смирнова за эти качества. Особенно продуктивно Смирнов сотрудничал с первым режиссёром-комиком СССР Леонидом Гайдаем.
Несмотря на востребованность в кино, личная жизнь Смирнова не складывалась. Он был женат один раз на женщине, отношения с которой продлились совсем недолго. Через три года брак распался. Единственной по-настоящему любимой женщиной в жизни Смирнова была его мать.
Последние годы актёр Алексей Смирнов жил очень тяжело. Он страдал от одиночества, безденежья. Более того, у мужчины диагностировали ряд сложных заболеваний. Помимо физического нездоровья присоединилось и душевное. Свою жизнь Алексей Смирнов закончил совсем не так, как подобает артисту со всесоюзной славой. У него прослеживались странные привычки: Алексей ловил и заспиртовывал крыс, коллекционировал тараканов, приводил домой бездомных. Нищета в скромной квартире и тотальное одиночество сопровождали актёра до конца дней. В октябре 1978 года у него случился сердечный приступ, актёр длительное время провёл в больнице.
Однако после сложной реабилитации своим здоровьем он не занимался. Второй приступ Смирнов уже не пережил. Великого советского актёра не стало 7 мая 1979 года. Артист, любимый миллионами, похоронен в Санкт-Петербурге на Южном кладбище.