Найти тему
Записки не краеведа

Проект постройки в донецком округе казачьих лагерей

Станицы Донецкого округа в последнее время с большой поспешностью стремятся совершить у себя в округе весьма важное и дорогостоящее дело. Они вознамерились все сообща построить на войсковой земле, в местах майских лагерных сборов, 20 деревянных бараков, 4 кухни и 4 хлебопекарни. На все эти постройки станицы огульно предложили употребить 55 600 рублей.
Бараки проектируется строить неодинаковой величины. Половина их будет 20 саженей в длину и 5.5 саженей в ширину и половина 16х5.5 саженей. Что касается кухонь и хлебопекарен, то первые из них будут 8х2 сажени, а вторые 7х4.5 саженей.
По этому делу в Каменскую станицу несколько раз уже съезжались все станичные атаманы округа. От каждой станицы избрано по два человека доверенных, которые в последний раз тоже прибыли на съезд вместе с атаманами.
Так как лагерные сборы казаков в Донецком округе в двух местах, при слободе Тарасовке и при хуторе Сетракове, Мигулинской станицы, причём в слободе Тарасовке бывает сбор подлежащих ученью казаков 8 придонецких станиц, в хуторе же Сетракове – 4 придонецких станиц, а именно: Казанской, Мигулинской, Вёшенской и Еланской, то лагерные постройки постановлено распределить таким образом: в Тарасовке устроить 12 бараков (из них 6 20х5.5 саженей и 6 16х5.5 саженей), две кухни и две хлебопекарни; в хуторе же Сетракове – 8 бараков, две кухни и две хлебопекарни.
Все эти постройки станицы сначала предложили было строить хозяйственным способом, под наблюдением своих доверенных, причём станичный атаман Каменской станицы с доверенными этой же станицы были уполномочены закупить весь нужный к сооружению построек лесной материал. Но в дальнейшем план этот, однако, был изменён: станицы сделали новое постановление: произвести постройки подрядным способом, с вызовом, через газетные объявления, желающих взять на себя как заготовление строительного материала, так и возведение из него самих построек. Торги были назначены на 3 число прошлого апреля при каменском станичном правлении. Они должны были начаться с построек при слободе Тарасовке с 32 800 рублей на понижение, а на постройки при хуторе Сетракове – с 22 800 рублей. Желающие торговаться по кондициям обязывались представить залог наличными деньгами или процентными бумагами в размере 5% ассигнованной на постройки суммы.

-2

Но тут дело встретило некоторые значительные препоны. Съезд станичных атаманов предложил на сооружение построек обложить станицы денежным сбором в таких размерах: станицы Каменскую, Луганскую, Митякинскую, Гундоровскую и Усть-Белокалитвенскую каждую суммой в 4 000 рублей, Вёшенскую станицу – в 5 000 и т. д. Но когда приступлено было к ассигнованию этих сумм на станичных сборах, то, несмотря на то, что на сборах присутствовали посланные от окружного управления войсковые старшины, некоторые из станиц нашли для себя обложение слишком тяжёлым и ассигновали меньше назначенного съездом атаманов, а Вёшенская станица и вовсе уклонилась от назначения какой либо денежной суммы на лагерные постройки. Оказалось, что приговорами станичных обществ ассигновано всего на постройки при Тарасовке 24 500 рублей (вместо 32 800), а при хуторе Сетракове 14 500 (вместо 22 800). Между тем кондиции производства построек были уже утверждены и объявлены, сделаны были также и публикации в газетах о торгах на 3 апреля.
Нельзя не пояснить ещё того, что станичные общества, стесняясь в денежных средствах и для своих текущих общественных станичных надобностей, сделали ассигновки на лагерные постройки все с таким условием, чтобы ассигнованные суммы взять не из наличных станичных средств (каких у некоторых станиц вовсе не имеется) или текущих доходов, а из так называемого питейного сбора, предназначенного, как известно, на покупку лошадей казакам 3 очереди, в случае её мобилизации. Областное правление разрешило это станицам с тем, чтобы деньги эти были пополнены в недалёком будущем, но для некоторых станиц и при этом оказался казус: по справке выяснилось, что питейный фонд у них уже давно позаимствован весь и употреблён на разные неотложные станичные надобности. У других станиц деньги эти, хотя в незначительной части своей уцелели, но их далеко не достаточно для покрытия расходов по постройке лагерных зданий, так что, употребив их все на эту нужду, нужно к ним добавлять ещё станицам из своих средств. Можно полагать, что некоторым станицам придётся на эту надобность прибегнуть и к налогу на паевых. Ожидаются вообще в финансовом отношении большие затруднения.

-3

Некоторые из станичников выражают при этом то мнение, что устройство предположенных зданий задумано в слишком широком и роскошном виде и что ассигновать и употребить на устройство их можно бы сумму меньше назначенной – если не вчетверо, то втрое непременно. При этом они указывают на округ черкасский, в котором на устройство также бараков, кухонь и хлебопекарен в лагерях казаков приготовительного разряда и льготных частей по смете назначено лишь 12 715 рублей. Между тем черкасцы предположили не только устроить в лагерях нужное число бараков, кухонь и хлебопекарен для казаков всего округа, но при них ещё и 7 коновязей, каждую на 80 лошадей, с разборными кормовыми ящиками и прочими удобствами, причём каждая должна обойтись при устройстве своём в 400 рублей. Следовательно, в черкасском округе собственно на бараки, кухни и хлебопекарни ассигновано всего лишь 9 915 рублей и эта сумма при торгах ещё была понижена. В Донецком же округе о коновязях и речи нет.
В станицах слышится также ропот и на то, что обложение станиц сделано огульно круглыми суммами, а не назначены расходы каждой станицы по этому делу соответственно числу десятин в юрте, или числу казаков, выходящих на практическое учение. При этом указывают опять на черкасский округ, в котором раскладка денег по станицам на лагерные постройки сделана по числу десятин в юрте каждой станицы. Положено было там на каждую десятину по 2 копейки, но при сдаче построек с торгов пришлось полагать ещё несколько менее 2 копеек с десятины.
Но обратимся к прерванной нити нашего рассказа. Когда настал день торгов 3 апреля, станичные атаманы округа и доверенные станиц, съехавшись к торгам в Каменскую, все, кроме атаманов и доверенных Вёшенской и Мигулинской станиц, нашли себя в большом затруднении. Оказалось что составленные ранее и объявленные в публикациях кондиции на произведение построек, с уменьшением ассигновки и с отказом Вёшенской станицы вовсе от участия в расходах на постройки, никуда не годятся. Атаманы тут же на торгах приступили к составлению новых кондиций, стараясь, как говорится, протягивать ноги по одёжке. Они уменьшили число бараков, понизили требование относительно качества лесного материала, срока окончания построек и прочего, определив именно:
1) Строить вместо 20 только 18 бараков (12 при Тарасовке и 6 при хуторе Сетракове);
2) Для стен всех зданий употребить не двухвершковые в толщину еловые пластины, а полуторавершковые;
3) В основу стен класть подтоварники не в 4.5 вершка в отруб, как было положено в прежних кондициях, а лишь в 4 вершка;
4) Постройку кухонь произвести не к 1 мая настоящего года, а к 1 сентября, вместе с бараками и хлебопекарнями и прочим.

-4

Составив таким образом значительно облегчённые для строителей кондиции, станичные атаманы и доверенные возымели было намерение начать торги на понижение тех сумм, на которые у них были налицо ассигнования станичных обществ, то есть на постройки при Тарасовке с суммы в 24 500 рублей, а на постройки при Сетракове с 14 500 рублей, но не тут то было: явившиеся на торги, с представлением залогов, предприниматели: Дежин, Болдырев и Кузнецов протестовали против такого порядка и потребовали, чтобы торги начались с той суммы, какая была назначена в публикациях. Волей-неволей требование это нужно было уважать, и торги начались с назначенной в прежних кондициях суммы. Торгующиеся, однако, понизили эту сумму только на несколько сотен и прекратили состязание. Постройки в обоих пунктах остались за А. Болдыревым.
Между тем атаманы и доверенные станиц, по совещанию между собой, нашли невозможным отдать возведение построек за предложенные суммы и определили: ″признать торги не состоявшимися и назначить их вновь на 28 апреля″.
На определение это со стороны торговавшихся было выражено большое неудовольствие. Ко всему этому можно прибавить только старинную поговорку: ″Что было – видели, что будет - увидим″.

Иван Тимощенков
газета ″Приазовский край″ № 125 от 12 мая 1900 года.

НавигаторКазачье войско