Найти в Дзене

Читаем про СССР: Г.Матвеев "Семнадцатилетние" - не так уж сильно изменилась школа, как говорят!

Оглавление

Одна из моих последних публикаций вызвала живой читательский отклик ("Родом из СССР: какой советской книге никогда не попасть в школьную программу. А зря!") и дала мне много пищи для размышлений и интересных наблюдений. Захотелось познакомиться поближе с произведениями той эпохи, и в комментариях мне предложили несколько книг.

Я составила список и по мере чтения буду знакомить вас со своей интерпретацией прочитанного.

Зачем мне это? Люблю детскую литературу Советского Союза. Интересуюсь жизнью и бытом той поры. Хочу услышать мнение людей, которые все это видели своими глазами.

Первое прочитанное произведение, открывающее, надеюсь, серию публикаций-рецензий, -

повесть Германа Матвеева "Семнадцатилетние"

Герман Матвеев - прозаик и сценарист, автор приключенческих романов для подростков, которые даже были переизданы в современной России (трилогия "Тарантул"), и пьес для театров. Повесть "Семнадцатилетние" вышла в 1954 году.

Многие комментаторы моих статей о советских книгах называли это произведение в числе любимых, поэтому я постараюсь писать максимально корректно, чтобы не задеть ничьих чувств. Но честно. Помните, что я не жила в СССР, не видела порядков, которые описаны в книге, и воспитывалась на других произведениях и ценностях. Я рассматриваю повесть с точки зрения ее привлекательности для современного читателя (подростка). Итак...

Книга "Семнадцатилетние" повествует о жизни и учебе 10 класса Ленинградской школы имени Ушинского. Время действия - учебный 1947/1948 год. В выпускной класс приходит новый учитель литературы, фронтовик Константин Семёнович, он же становится воспитателем класса. На протяжении трёх частей повести мы видим, как учатся, общаются, взрослеют, влюбляются 15 девушек-учениц.

Книга оставила очень неоднозначные впечатления. С одной стороны, в ней, на мой взгляд, много недостатков (с точки зрения интересности и привлекательности для современного читателя). Главный из них - политизированность содержания и избыток идеологии. Принципы, на которых строились жизнь и воспитание в конце 40-х, сейчас неактуальны абсолютно. Ну например, "воспитание нового человека-строителя коммунизма", "мы рождены для борьбы", "ребенка нужно готовить не к счастью, а к трудной жизни, поэтому надо научить его страдать". "Интересы отдельного человека должны быть подчинены коллективу". "Счастье может быть только в труде". Я - человек с высшим профильным образованием, читала много советских произведений, знаю историю страны, поэтому все поняла. Но подростку 15-17 лет эти идеи могут показаться китайской грамотой.

Вторую проблему я вижу в том, что в книге нет как такового главного героя, а значит, читателю не с кем себя отождествить, некому сопереживать. От этого повествование становится суховатым. Читая старые книги, я обычно плачу в особо трогательные моменты. При знакомстве с этой повестью я думала, что слез не будет, но ошиблась и 2 раза всплакнула. Однако связано это не с тем, что автор эмоционально их описывал, а скорее с работой собственного воображения и личными воспоминаниями. Первый раз - сорокалетие трудовой деятельности химика и поздравление девочек, второй - последний звонок. В целом же повествование довольно ровное и неэмоциональное.

Ну и третье - некая однобокость. Я не раз замечала, что советские книги сплошь жизнеутверждающие и оптимистичные, как будто иначе писать запрещено (а может, так и было?). При чтении у меня создавалось впечатление, что автор стремился убедить читателя, как здорово жить и учиться в Советском Союзе (и у него это получилось!). Но для меня осталось загадкой, почему в книге никак не отражены послевоенные реалии, ведь это Ленинград спустя всего несколько лет после страшнейшей блокады. Не знаю, можно ли считать такой реалией сложности с покупкой зимнего пальто, или в то время действительно пальто дочерям перешивали из одежды для взрослых.

Плюсов в книге тоже достаточно. Самой большой удачей я считаю образы героев. Все 15 девочек у Матвеева имеют "собственное лицо": уникальную внешность, характер, поведение. Вот красавица и всеобщая любимица Светлана, вот староста Женя, нежная и чуткая, вот принципиальная, смелая и честная Катя, комсорг класса, вот редактор стенгазеты, решительная, грубоватая и несентиментальная Тамара. А ещё сонная Таня, пугливая Надя, волевая Аня, нежная Нина Косинская, тугодумка Лариса, красивая Лида. И, конечно, единоличница Валя Белова. В книге есть глава, где девушки пишут письма своей однокласснице. Я придумала угадывать, где чье письмо и, представьте, ни разу не ошиблась: так точно автор через письмо изобразил характер писавшей.

Отдельного внимания стоят образы учителей. Главный, конечно, Константин Семёнович Горюнов, учитель-мечта: гуманист, активист, новатор, проповедующий уважение к ребенку и необходимость самостоятельности. Или вот немка Марина Васильевна. Она обижается на учениц, поддевает, несправедливо ставит оценки и в то же время честна, принципиальна, не опускается до сплетен и козней. Или Орешкина, враг инициативы и всего нового. Мне понравилось, что автор показал педагогов живыми людьми, с недостатками и достоинствами, неидеальных, но настоящих.

Главный плюс книги лично для меня в очень подробном описании жизни школы тех лет. Мне это было интересно, и я даже по ходу повествования делала выписки из текста. Основное наблюдение: почти ничего в школе не изменилось за 70 лет! Вот только некоторые примеры:

1. Работа в две смены и максимальная заполненность классов.

2. Очень большая нагрузка у учителей.

3. Работают с отстающими, а одаренные оказываются без внимания. 

4. Слишком много домашних заданий, программа перегружена.

5. В педагогический идут часто те, кто не поступил в другие вузы, в основном девочки.

6. Больший акцент на обучение. Но учение без воспитания вредно.

7. Мероприятия проводятся формально, для галочки.

8. Не хочется ничего менять.

9. "Звонок звенит для учителя".

10. Не все учителя готовы уважать детей, многие их высмеивают, наказывают снижением отметки или замечанием.

Но в то же время есть несколько моментов, в которые я позавидовала своим старшим коллегам. Например, из свобода в общении с директором. Руководительница говорит: "Я не имею права вмешиваться в решения педагога. Отметки и ведение урока на его совести". Это не означает бесконтрольности. Скорее доверие к опыту и авторитету учителя.

Эта абсолютно советская книга тем не менее показывает жизнь в Союзе не такой уж идеальной, а ее жителей - не ангелами с крылышками. На страницах повести мы видим, что дети часто не уважают родителей и ни во что не ставят бабушек и дедушек. Родители - это не строители коммунизма, а люди старой закалки: выгораживает детей перед учителями, балуют и тем портят, не разрешают трудиться (для подарка химику), отец бросает жену и детей, тетки отказывают сироте в необходимом. Словом, люди как люди и даже квартирным вопросом не испорчены :) Девушки ходят в школу в туфлях на высоком каблуке, в красных кофточках. Живут в коммуналках.

И в то же время абсолютно умиляют страницы, где описано, как искренне верят девушки в идеи коммунизма, как преданно стараются следовать заветам товарища Ленина, Кирова. Как близко к сердцу воспринимают задачи, которые стоят перед советской школой. Как они дают "Обещание" с лозунгом "тройка - серость". Как помогают заболевшей Тане не отстать и ходят к ней домой помогать с уроками. Как ко всем отстающим прикрепляют сильных. Как без участия воспитателя обсуждают классные дела и находят решения. Как Лида, глубоко обиженная и несчастная из-за несостоявшейся любви, считает ниже собственного достоинства комсомолки завидовать и мстить сопернице, а потому остаётся с подругой в прекрасных отношениях. Это выглядит сейчас немного наивным, но не может не восхитить искренностью и пылом.

Но знаете, что самое поразительное во всей этой истории? Я не плакала, не завидовала, не грустила, что не пережила такого же... Но я не могла оторваться! Три дня подряд я читала до 4 утра и с боем загоняла себя в кровать! Три дня я думала о прочитанном постоянно! Что это? Обаяние книги? Или восприятие сердцем, а не разумом?..

-2

Вердикт

Читать можно и сейчас, но кому? Искренним поклонникам советской эпохи. Педагогам, желающим убедиться, что это не в 21 веке школа развалилась. Взрослым, учившимся в те годы и желающим вспомнить самые трепетные моменты своей советской юности. Молодым людям 15-17 лет, морально готовым к такому чтению. В моем окружении эту книгу посоветовать особенно некому.

Всем, кто рекомендовал повесть, я благодарна и ничуть не жалею, что прочитала. Только вот хотелось бы ещё познакомиться с описанием школы в 70-е. Так же ли там все было радужно, как в 40-50е? Если знаете подобные произведения, напишите, пожалуйста!

И ещё, может, эту статью прочитают люди старшего поколения и подскажут, как понять несколько моментов. Например, то, что чуть ли не у половины персонажей были домработницы. Не входило ли это в противоречие с советской идеологией? У меня сейчас нет ни одной знакомой семьи, где была бы помощница по хозяйству. И ещё почему на последнем уроке математики девушки, кроме Светланы, не сумели составить бюджет семьи? Почему Лариса в статьи расходов включила только еду (в столовых) и 4 билета в театр? И почему многие другие выделяли средства на стирку, уборку вне дома? Правильно ли я понимаю, что после войны совмещать работу на заводе и быт было не очень принято? А детей не утруждали домашними делами?

А вы читали эту книгу? Согласны с моим мнением? Хотите прочитать? Делитесь в комментариях! Буду рада интеллигентной и корректной дискуссии. Только не пишите, пожалуйста, что я не жила в то время, ничего не понимаю и испортила хорошую вещь. Мне кажется, лучше, чтобы книгу читали и спорили, чем не трогали и забыли. Не так ли?

Спасибо, что прочитали!