Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Приобретение Швейцарией истребителей F-35 вызвало удивление у специалистов

Air2030 определила, что приобретение, эксплуатация и обслуживание F-35A на 2,16 миллиарда долларов дешевле, чем других типов истребителей, участвующих в конкурсе. Многие наблюдатели посчитали, что американская «ошибка на триллион долларов» – это фиаско с истребителем F-35, который оказался денежной ямой, страдающей от технических недостатков. Но, послушайте следующее: в жесткой конкуренции с другими гигантами военной авиации швейцарское правительство объявило, что выбрало Joint Strike Fighter для замены их устаревших истребителей F/A-18.

Да, как оказалось, швейцарцы определили, что F-35A – серьезного проблемного детища ВВС США – оказался самым способным из трех других рассматриваемых истребителей. Это неудивительно. Шокирует, на самом деле, то, что они подсчитали, что его будет дешевле приобрести, эксплуатировать и поддерживать, чем даже F/A-18E/F – самолет, закупочная цена которого на 13,6 млн. долларов меньше, чем базовый вариант F-15EX компании Boeing, согласно подробному анализу Джона Венейбла из Breaking Defense. Правильно – «дешевле в эксплуатации».

Этот анализ затрат определенно вызывает недоумение в Пентагоне после недавнего решения закупить F-15EX вместо F-35A по затратам. По данным The New York Times, инициатива Министерства обороны по разработке F-35 является самой дорогостоящей программой вооружения, которая, как ожидается, обойдется налогоплательщикам более чем в 1 триллион долларов в течение 60 лет. Это также самое амбициозное международное партнерство вооруженных сил США, в разработку которого вкладываются восемь других стран.

Его сторонники пообещали, что этот самолет изменит правила игры – от его успеха зависело так много, что отмена программы даже не рассматривалась. И все же в течение многих лет казалось, что F-35 никогда не сможет выйти из стадии разработки. Преследуемые плохими новостями, неоднозначная программа и ее репутация улучшились за последующие годы.

Lockheed поставила американским и иностранным военным более 400 самолетов, и удельная стоимость одного самолета значительно снизилась. Недавно была добавлена Польша в список европейских клиентов, в который входят Бельгия, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия и Великобритания.

В более широком плане некоторые аналитики заявили, что решение отвергнуть как европейских кандидатов на истребители, так и предложения по ракетам земля-воздух можно рассматривать как отказ Швейцарии Европейскому союзу во время напряженных отношений между Берном и Брюсселем после провала переговоров по новому соглашению, регулирующему торговлю и другие вопросы. Удвоив количество поставщиков из США, правительство может также вызвать недовольство 49,8% избирателей, которые в прошлом году выступили против этого финансирования.

Сторонники борьбы с оружием говорят, что Швейцария, которая в последний раз вела иностранную войну более 200 лет назад и не имеет явных врагов, не нуждается в передовых истребителях. Но сторонники заявили, что Швейцария должна иметь возможность защитить себя, не полагаясь на других.

Могла ли Швейцария, страна, известная своей финансовой точностью, совершить ошибку? Венейбл, ветеран ВВС и старший научный сотрудник Центра национальной обороны Heritage Foundation, говорит, что в трехлетнем соревновании участвовали британский/немецкий Eurofighter, французский Rafale, Boeing F/A-18E/F и истребитель F-35A Joint Strike.

Швейцарское правительство начало Air2030, соревнование на свой следующий истребитель, весной 2018-го года. Оценка четырех кандидатов была методичной и включала тщательное изучение эффективности системы вооружения, а также затрат на приобретение и эксплуатацию.

В отчете Венейбла говорится, что эффективность оценивалась посредством взвешенного сочетания операционных возможностей (55%), простоты обслуживания (25%), сотрудничества (10%) и прямых компенсаций в виде инвестиций в швейцарскую экономику (10%). Все четыре самолета прошли наземные и летные испытания с мая по июль 2019-го года, после чего последовал окончательный запрос предложений на «лучшее предложение». В конце процесса Федеральный совет Швейцарии определил, что все четыре кандидата соответствуют эксплуатационным требованиям Air2030, но что F-35A был абсолютным лидером, получив 336 баллов. Следующий ближайший кандидат набрал всего 241 балл.

Оценщики обнаружили, что сетевые системы F-35A позволили пилотам лучше разбираться в обстановке и что истребитель-невидимка был более живучим во всех миссиях. В отчете также говорится, что F-35A получил высшие оценки за поддержку продукта, эффективность обслуживания и потенциал для сотрудничества с другими странами.

Единственная область, в которой истребитель фирмы Lockheed Martin не превзошел все остальные самолеты, – это прибыльный сектор «взаимозачетов» – выполнение требования для подающей заявки корпорации сделать прямые инвестиции в швейцарскую экономику в размере 60% от общей стоимости заказа. Но хотя эффективность или технологическое превосходство этого самолета не было неожиданностью, швейцарская оценка стоимости F-35A была не чем иным, как откровением. Они определили, что 36 F-35A были на 2,16 миллиарда долларов дешевле в приобретении, эксплуатации и обслуживании в течение всего срока службы системы вооружений. Это включает в себя Boeing F/A-18E/F Super Hornet, который стоит 74,1 миллиона долларов за самолет – примерно на 4,5 миллиона долларов меньше, чем полностью боеспособный F-35A, – но это происходит до того, как Super Hornet будет оснащен оборудованием для его изготовления и полностью боеспособен.

Результаты выбора Швейцарии могут повлиять, а могут и не повлиять на текущие соревнования истребителей в Канаде и Финляндии, где каждая из них рассматривает как F-35A, так и F/A-18E/F, но влияние оценки стоимости швейцарским правительством абсолютно необходимо. По крайней мере, поставить под сомнение аналогичные расчеты Минобороны США. По данным ВВС США, стоимость F-15EX составляет 87,7 миллиона долларов за самолет, что на 13,6 миллиона долларов больше, чем у F/A-18E/F. Но эти цифры относятся к базовым реактивным самолетам и не включают дополнительное оборудование, необходимое, чтобы сделать их боеспособными..

Когда вы добавляете комплект средств электронного противодействия (ECM) и модули наведения, которые позволяют F-15EX быть эффективным в бою, его цена подскакивает до 101,1 миллиона долларов, что на 22,5 миллиона долларов или на 29% больше, чем у готового к бою F-35A. Удивительно, но эти затраты на приобретение не были учтены в оценке Пентагона. Дополнительные затраты, необходимые для эксплуатации и поддержания этих подсистем, не были учтены в оценке CAPE стоимости часа полета для F-15EX, основного метода определения «экономии» F-15EX в области поддержания жизнедеятельности в долгосрочной перспективе по сравнению с F- 35А.

Неужели печально известные своей точностью швейцарцы совершили серьезную ошибку в своих расчетах? Или дело в том, что их обзор был полностью независимым – на него не повлияли политика США и внутренние предубеждения Министерства обороны. В любом случае, результаты Air2030 должны вызвать недовольство Конгресса, Министерства обороны и ВВС США. Потому что, если швейцарцы правы – а давайте посмотрим правде в глаза, они часто правы, когда дело касается денег, – тогда ВВС совершают большую ошибку, заказывая F-15EX вместо F-35A.

DAVE MAKICHUK

Источники: Breaking Defense, New York Times, Heritage.org , Министерство обороны США , CNN World.