Был значит в Советском Союзе такой инженер (из тех которых не успели репрессировать) — Горлицкий Лев Израилевич. Сначала в 1941-ом году занимался орудийными установками в ДОТах. Потом после эвакуации в 1942-ом году его перевезли в Свердловский спец. КБ, где на него как на главу возложили задачу по созданию САУ.
В течение трёх лет (1942-1944) этим КБ было созданы 3 знаковых самоходки — СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Все эти сау были классическими — т.е. переднее расположение рубки и среднебронированный корпус. Однако такая компоновка давала большие нагрузки на передние катки и большой вылет ствола орудия причинял неудобства, вследствие чего потребовался новый подход...
Горлицкий вспоминал что «хотел видеть свою самоходку как машину с дальней перспективой, отвечающей всем современным требованиям». КБ Горлицкого провело изучение немецкого опыта, интерес вызвали машины проекта «Waffentrager» — гусеничные лафеты с орудием и бронещитком.
Первым детищем на основе схемы ваффентрагера стал СУ-152П
Самоходка (истребитель танков) 1948-го года сборки базировалась на оригинальном шасси самоходки СУ-100П (о ней речь пойдет ниже), весила 28,5 тонн и была вооружена достаточно длинноствольным мощным 152-мм орудием М53, которое пробивала 200 мм брони и в целом была уже такой неплохой противотанковой вундервафлей. Лоб и борта защищала 25-мм броня и вся эта махина разгонялась до 65 км/ч.
Вторым советским ваффентрагером стал СУ-100П
Советская самоходка (истребитель танков) 1949-го года, весила 21,5 тонну, была забронирована легкой противопульной броней (8-15 мм), разгонялась до 65 км/ч и несла на себе длинноствольное 100-мм орудие Д-50, схожее по баллистике с Д-10 (пробивало 160 мм).
На вооружение принята была! Однако из-за недостаточного места для экипажа и излишней неустойчивости при стрельбе массовое производство было остановлено после сборки 24-х штук.
СУ-152Г — еще одна САУ такого типа
А вот в этой советской вундервафли упор был сделан на гаубичное орудие а не противотанковое как в двух вышеописанных образцах. Тем не менее СУ-152Г тоже прекрасный образец, т.к. он занимает некую универсальную позицию между артиллерией и истребителями танков и при этом весит всего 24 тонны. Вооружён 152-мм гаубицей Д-1 и забронирован 25-мм бронелистами. Как и предыдущие образцы тоже развивал максимальную скорость в 65 км/ч.
СУ-152 Таран (Об. 120) — венец вафентрагероподобных истребителей танков в СССР
А это уже чуть более позднее переосмысление этой концепции. Это лёгкая 27-тонная самоходка 1960-го года, забронированная 30-мм броней, вооруженная просто сверхмощнейшим на тот момент 9-метровым!!! гладкоствольным!!! противотанковым 152-мм орудием М-69.
Шутка ли, это орудие разгоняло БОПС до скоростей современных ОБТ —1720 м/с!!! Данное орудие имело в наличии БОПС способный пробить 410 мм брони и кумулятивный пробивающий 480 мм. Еще на 20 лет вперед ничего более мощного в плане БОПСов создано в мире не было..