Татьяна Юденкова
Номер журнала: №1 2019 (62)
С 16 марта по 18 августа 2019 года Государственная Третьяковская галерея представляет масштабную выставку произведений Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), развернутую в залах музея на Крымском Валу. Она включает в себя более 170 живописных и 130 графических произведений из двадцати семи музеев страны и зарубежья, ряда частных собраний. Партнерами Третьяковской галереи выступили Государственный Русский музей, музейные собрания Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Перми, Нижнего Новгорода, а также Художественный музей Атенеум в Хельсинки, Национальный художественный музей Республики Беларусь и другие.
Выставка знакомит с избранными произведениями мастера, как хорошо известными, так и малознакомыми широкому зрителю. В основу экспозиции положен хронологический принцип, позволяющий не только раскрыть творческий путь Репина, начиная с академической поры и кончая композициями 1920-х, но и представить крупномасштабные картины. Впервые в Третьяковской галерее будут показаны главные картины Репина, исполненные в эмиграции: «Гопак. Танец запорожских казаков» (19261930, частное собрание), «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» (1877-1924, Галерея современного искусства, Градец-Кралове, Чехия). Специальный раздел посвящен научным и технико-технологическим исследованиям произведений художника. Репин занимает одно из самых почетных мест в истории русского искусства. Его имя для многих и по сей день связано с представлениями о русском реализме, передвижничестве. Он из немногих русских художников, который вошел в историю западноевропейского реализма XIX столетия. На протяжении многих десятилетий он не уставал удивлять современников новыми живописными поисками и неожиданными поворотами традиционных сюжетов и пластических приемов. По всеобщему признанию, он, бесспорно, ведущий мастер эпохи, своим искусством во многом определивший пути развития русской живописи и, более того, сформировавший определенную художественную традицию. Его произведения, как живописные, так и графические, до сих пор служат своеобразным мерилом достижений русского искусства XIX века, воплотившим в себе все самое характерное и типическое. Его художественный темперамент неуемен, а наследие неисчерпаемо по многообразию затронутых тем, сюжетов, охвату моделей и - безгранично по масштабу сделанного.
Творчество Репина невозможно назвать изысканным, обворожительным, оно не заботится об изяществе форм, оно не обладает красивостью, тем более светскостью, но оно, несомненно, яркое, выразительное, драматичное. У каждого художника свое понимание красоты, «репинская красота всегда отрицает красивость»[1].
Талант Репина раскрывается не только через живописное и графическое наследие, которое не поддается счету, но и через литературное творчество. Его письма выдают горячий темперамент. Его литературный язык невероятно богат, образность метафор и словесных оборотов чрезвычайно выразительна.
Историки искусства делят творчество Репина на два неравнозначных периода - классический, или зрелый (1877-1903), который начинается с момента возвращения из пенсионерской поездки в Россию и заканчивается блестящими этюдами к картине «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903, ГРМ), и пенатский, поздний (1903-1930), ознаменованный переездом в Куоккалу. Этот последний период И.Э. Грабарь, ученик Репина и один из главных исследователей его жизни и деятельности, назвал «порой творческого увядания»[2]. В 1990-е и последующие годы вышел целый ряд научных статей, пересматривающих устоявшиеся взгляды на поздний период творчества Репина. Работа по изучению наследия мастера продолжается, ряд произведений 1920-х, которые ранее не экспонировались в стенах Третьяковской галереи, впервые будут представлены на предстоящей выставке в 2019 году.
У Репина была долгая и, несомненно, благополучно успешная творческая жизнь, с юности до самой старости он называл себя «счастливчиком», не переставая благодарить Создателя за возможность работать и жить.
Его молодость выпала на период исторических реформ 1860-х годов. К своему 70-летию он подошел в начале Первой мировой войны, встретил «окаянные дни» двух революций, пережил большинство друзей, товарищей-художников и скончался в 1930-м на 87-м году жизни в своей усадьбе «Пенаты». Никуда не выезжая из России, он стал в 1918 году жителем Финляндии. Находясь в невольной эмиграции, художник чувствовал себя русским, интересовался жизнью большевистской России, остро переживая происходящее. Он был современником не только Перова, Саврасова, Куинджи, но и Малевича, Бурлюка, Матисса, Пикассо, Дюшана, не только Достоевского, Тургенева, Толстого, но и Бунина, Маяковского, Горького.
В поздний период творчества он по-прежнему не мыслил себя вне искусства, стремился услышать биение пульса времени, пытался овладеть новыми пластическими приемами: «А я по-старому все тот же, неотступно пристрастившийся к некоторым идеям и до последних дней ищущий неисчерпаемых глубин в бесконечных очарованиях искусства»[3]. Репин никогда не любовался своими созданиями, напротив, чаще сомневался и мучился от болезненной неудовлетворенности, что характеризует его творческую натуру, которая постоянно находилась в поиске. В поздние 1920-е он продолжал себя корить «порохом самоуничтожения», признаваясь в том, что и на девятом десятке лет над идеей картины он бьется беспрестанно, но когда достигает искомого, тогда к нему приходит успокоение: «И это уже - от Духа Святого»[4].
Созданное Репиным можно условно «уложить» в три группы произведений, которые все вместе рождают непростой, глубокий и весьма неоднозначный, но в то же время целостный образ России. Первая линия связана с образом народа, толпы, религиозного или революционного шествия. Вторая поднимает проблемы личности, ее поиски, утраты и обретения, включая вопросы жизненного выбора и предназначения человека, которые сводятся к более широкой проблеме смысла одной человеческой жизни. И третья линия представляет лицо эпохи через искусство портрета. При таком подходе на периферии творчества оказываются пейзажные работы Репина, натюрморты, в которых он был озадачен живописными поисками и которые, по существу, имеют не столь важное значение для представления главных направлений его искусства. Идиллические пейзажи практически не вошли в состав выставки, за исключением тех картин, которые были созданы в годы пенсионерства во Франции.
Задачи, стоявшие перед организаторами выставки «Илья Репин», представлялись непростыми. Только на протяжении ХХ столетия прошли шесть крупных выставок в залах Третьяковской галереи и Русского музея (1924-1925, 1936-1937, 1944, 1957-1958, 1969, 1994-1995). Имя Репина хорошо известно и любимо зрителем. На протяжении многих десятилетий с его искусством связывались неотъемлемые постулаты русского реализма, прежде всего понятия народности, национальности, демократизма, его произведения стали образцом для подражания в 1930-1950-е годы, составили фундамент идейного реализма. В этот период его искусство тесно сопрягалось с официозной идеологией, с советским образом жизни. Его произведениями безоглядно спекулировали «проводники» ленинской эстетики. Доступность, понятность, «правду жизни» репинских картин всякий раз ставили в заслугу. Со временем подобная мифологизация художника обернулась своей противоположностью. Неприятие искусства Репина приобрело категоричные формы в период «оттепели» и последующие десятилетия. Творческая интеллигенция позднесоветского периода считала «хорошим тоном саркастическое развенчание его хрестоматийных опусов. Такова была неизбежная расплата за пропагандистскую эксплуатацию имени Репина»[5].
В 1970-е начался пересмотр отношения к наследию демократического реализма, одним из первых это коснулось творчества Репина. В научных трудах Д.В. Сарабьянов, Г.Ю. Стернин, Г.Г. Поспелов и другие исследователи начали рассматривать творчество мастера сквозь экзистенциальные проблемы бытия, находя связь в его произведениях с вопросами философского, религиозного, этического свойства.
Между тем инерция некоторого отторжения репинского искусства продолжается. Сегодня порой немного свысока оценивают его произведения, находят в них дидактику, упрекают в нарочитости и во всех тех качествах, которые приобрели негативный оттенок. Но простота репинского искусства обманчива...
Представляя выставку «Илья Репин» в Третьяковской галерее в 2019 году, устроители предприняли еще одну попытку интерпретации искусства художника, равного по постановке задач в своих произведениях крупнейшим мастерам XIX столетия - Льву Толстому, Федору Достоевскому, Петру Чайковскому, открытого духовным исканиям русского общества. Цель проекта - вызвать интерес к изучению репинского наследия, заставить задуматься над многими его произведениями, приоткрыть новые аспекты творчества, сместить акценты в восприятии его картин и портретов. Сегодня изменились видение и воззрения на искусство прошлого. В произведениях Репина современный зритель видит уже не только отражение действительности. Его искусство ищет диалога со старыми европейскими мастерами и находит новые повороты в интерпретации реальной жизни, выводя ее на иной уровень осмысления.
Интерес художника к окружающей жизни проявлялся в самых разнообразных темах и мотивах его картин, в большом круге моделей, в многообразии художнического почерка, даже в разных сферах искусства, не только живописи, графики, книжной иллюстрации, скульптуре. Одна из задач выставки - показать богатство многогранного таланта Репина, его творческой индивидуальности.