Доброго вечера, друзья!
У меня порой возникает мысль, что некоторые родители, отдавая детей в школу, полагают, что могут сложить с себя всякую ответственность за их воспитание и образование. Учителя же зарплату получают? Получают. Вот и пусть отрабатывают.
Одной моей коллеге, когда она вызвала родительницу ребёнка в школу и попросила разобраться с его непозволительным поведением, эта мама с искренним возмущением выплюнула в лицо:
– Вообще-то это ваша обязанность! Я вам ребёнка доверила, и вы обязаны заниматься его воспитанием и дать образование! Для этого школы и существуют!
Вот так поворот! Как вам заявление? Может, учительница ещё кормить, лечить и одевать этого ребёнка должна? Чего стесняться, раз зарплату получает, пусть и от остальных родительских обязанностей не увиливает.
Такие чудные мамы мне не встречались, но интересных тоже хватало.
Под моим классным руководством находилась одна девочка, Кристина. За первые два месяца учёбы я много раз пыталась связаться с её мамой, но она мастерски уходила от контакта со мной. На родительские собрания не являлась, телефонные звонки игнорировала либо сразу отключалась, едва заслышит мой голос, на устные просьбы прийти в школу, которые я передавала через девочку, не реагировала, впрочем, на письменные тоже.
Нет, мы не были знакомы с этой дамой до того, как я взяла класс, так что о личной неприязни или претензиях речи не могло быть.
А поговорить мне с мамой хотелось всё больше. Её дочь лишь посещала школу, но учиться не собиралась. Кристина не была готова ни к одному предмету, у неё даже не было необходимого набора канцтоваров: альбома, тетрадей, атласа. Ребёнок был постоянно голодным. Плюсом к этому девочка была неухоженная – от неё пахло потом, табаком, грязным телом. Одноклассники устраивали бунты, отказываясь садиться с ней за одну парту.
Потом начались прогулы.
– Мама попросила с братом посидеть, – объясняла мне девочка на голубом глазу своё отсутствие.
– Где заявление от мамы? – вопрошала я в пустоту, ибо Кристина хлопала своими красивыми бездонными глазами и растерянно отвечала:
– Позвоните маме, я не знаю.
А мамины комментарии получить было невозможно. Что в такой ситуации должен предпринять учитель?
Я обратилась к администрации. Меня попросили письменно изложить сложности наших несостоявшихся взаимоотношений и... сходить домой к ученице.
Я возмутилась и воспротивилась. Почему я должна идти? Разве это не обязанность органов опеки?
На это мне ответили, что опека подключается, когда ей приходят из школы акт обследования жилого помещения, где проживает учащийся, и характеристика на ребёнка. Здорово, правда? Вы, уважаемый учитель, сначала докажите нам, что мы должны начать шевелиться, что есть такая необходимость.
– Только не вздумай одна идти, – дала мне напутствие коллега. – Я однажды совершила такую ошибку, тоже молодая была. Пришла к ребёнку из неблагополучной семьи, а дома оказался отчим с дружком, водку пили. Он меня за шею схватил и в квартиру затащил, я даже пикнуть не успела, а там нож к горлу приставил. «Убью суку!» – орёт. Хорошо, друг адекватней оказался, отбил меня. Так что мужа бери и желательно из родителей кого-нибудь, чтобы потом подтвердили, что всё, что вы в отчёте напишешь, правда.
К такому я была не готова. Я устраивалась в школу преподавать, а не контролировать родителей, чтобы они должным образом воспитывали своих детей.
Но делать нечего, в субботу, отведя уроки, я отправилась домой к этой интересной семье.
Ситуация двоякая. Идти в чужой дом, когда тебя не звали и тебе не рады, не хочется, но и выхода нет другого.