Здравствуй, Дорогой Мой Друг! Что-то взгрустнулось мне нынче, и не пойму причины тому: то ли в атмосфере какие-то неполадки творятся, то ли хочется праздника!
Мне пришла замечательная идея, на этот раз отправиться в путешествие в поисках масок не куда-нибудь, а тоже на праздник.
Давай ка мы с тобой посетим невероятно буйство экзотических красок на достаточно необычном и чудном карнавале, и не важно, что проходит он за тридевять земель, в Боливии в городе Оруро, и вообще, ежегодно в феврале-марте, а не сейчас.
Сразу хочу обратить твое внимание, Друг Мой, что сие действие при всем его запредельном, на мой взгляд, идеологическом синкретизме, то есть гремучей смеси религий и верований, не есть нездоровая по меркам рядового обывателя вакханалия, а является шедевром устного и нематериального наследия человечества, и это не мои слова, а признание международной организации ЮНЕСКО.
Ну если, Мой Дорогой Друг, ты заинтригован и готов, то поехали!
Итак, как я уже отмечал ранее Карнавал проходит традиционно в феврале-марте в городе Оруро, в Боливии и собирает под своими знаменами, если так можно выразиться, многочисленную разряженную в костюмы и маски неимоверных цветов и раскрасок публику, насчитываемую сотнями тысяч человек.
Важнейшим действием карнавала в Оруро является танец, который называется Диаблада или Danza de Diablos, отличительная особенность которого выражается в пышно разукрашенных костюмах и масках «дьявола», что надеты на танцоров.
Тут в твоей неподготовленной голове, Друг Мой, абсолютно разумно могут возникнуть вопросы, как и в моей голове они появились, когда я впервые столкнулся с этим карнавалом: «Что за чертовщина там у них в Боливии творится? Неужто шабаши демонические люди на том конце Света в открытую проводить начали?»
Чтобы ответить на эти, поставленные практически ребром, непростые вопросы, нам надо будет немного погрузиться в мифологию и фольклор предков боливийцев, перемешанные с христианскими традициями и верой.
Если быть предельно кратким и отбросить академический язык повествования, то было следующее: когда-то очень давно одному из индейских богов, по другим данным полубогов, именуемого Вари (Wari) не пришлось по вкусу как ведет себя ему подвластный народ Уру-Уру. История умалчивает и то, чем аборигены насолили божеству. Тем не менее, Вари не долго думал, и чтобы научить неразумных уму разуму послал на землю гигантских муравьев, змею, крокодила, лягушку и кондора. И когда же эти существа уже приблизились к поселениям индейцев, и бедняги местные жители оказались на краю своей гибели, к ним на помощь пришла Дева Мария (по другой версии ей помогал Архангел Гавриил). Она (и архангел) мистическим образом смогла (или смогли) остановить чудищ, которые превратились в песчаные барханы, коих, кстати, полным-полно в окрестностях города Оруро.
«Уф и да!» Подумалось мне поначалу, просто нет слов, так как хотя я не очень большой любитель альтернативной истории, но все же люблю фантастику. А там у них в Боливии явно прослеживается работа сценариста, посвященная созданию очередного фантастического фильма с мистическим уклоном.
Однако, не будем делать поспешных выводов и продолжим ознакомление.
Надо отметить, что город Оруро окружен шахтами, где и по сей день добываются полезные ископаемые. Поэтому не мудрено, что Деву Марию здесь именуют Мария де Сокавон, что переводится на русский дословно, как Мария Шахтерская.
На месте ее явления нынче стоит церковь, откуда и начинается праздничное шествие каждый год. Ну а сам карнавал, естественно, является символом бесконечной благодарности за спасение народа Уру-Уру от погибели в пастях злобных чудищ.
Как бы там ни было, и истину уже трудно установить, особенно по легендам, но если пораскинуть мозгами, что мы с тобой Друг Мой и сделаем, то можно немного внести ясности в этот с первого взгляда винегрет.
Углубимся немного в историю земли боливийской, и откроется нам то, что оказывается после того как испанцы поработили местных индейцев, они естественно на протяжении долгого времени внушали, кнутом и пряником, свою религию последним, дабы те безропотно работали в шахтах, где добывали в том числе и золото.
Любопытно, что в понимании индейцев испанско-христианский дьявол и божество индейцев - Вари слились в один образ, а осознание того, что они оба проживают под землей, распаляло веру индейцев в то, что он может принести удачу и помочь при работе в шахтах.
Поразительно и то, что даже сейчас боливийские индейцы называют этого «дьявола» El Tio (от исп. “дядя”), и верят, что он является покровителем шахтеров, а его небольшие статуи можно обнаружить в глубине многих штолен.
Испанцы, конечно, очень старались поправить идейность боливийских индейцев, но это привело лишь к тому, что в умах последних окончательно все перемешалось: Деве Марии поклоняются как спасительнице, а «дьявол» не плох, так как помогает добывать полезные ископаемые и вполне себе разнообразен и зрелищен, как образ для карнавала.
Да, скажу тебе, Мой Дорогой Друг, такого гремучего коктейля для праздника мало где можно встретить на нашей Матушке Земле. А боливийцы вполне взаправду верят во все вышеперечисленные чудеса и легенды, а в карнавальных танцах они так же усматривают возможность очиститься от грехов.
Ну что же, в заключение хочу отметить, что даже если Тебе Друг Мой, покажется что все, о чем ты только что прочитал жутко странным, это несомненно подтверждает только то, что мир еще полон всяческих необычностей, которые не перестают удивлять. А это только подчеркивает тот факт, что много неизведанного и любопытного скрывают традиции и обычаи народов, населяющих наш небольшой земной шарик.
А теперь снова пришло время расставаний с Тобой Друг Мой, но не надолго, скоро увидимся вновь!
Пока!
Фото из открытых источников и архива автора.