15 июля 2021 года был хороший повод вспомнить еще одну замечательную пластинку фирмы «Мелодия. Речь идет о литературно-музыкальной композиции «Исповедь». Почему именно 15 июля? Разумеется, потому что именно в этот день ровно 70 лет назад, в 1951 году, родился автор музыки к этому замечательному произведению Глеб Борисович Май.
История этой композиции начилась в 1979 году, когда музыкант ВИА «Лада» Глеб Май был вдохновлен артистом разговорного жанра Сергеем Чистяковым на написание цикла песен на стихи Евгения Евтушенко.
Сергей Чистяков сделал поэтическую композицию, а Глебу Маю было предложено сочинить музыку. Заканчивал сочинять эту работу Глеб Май будучи уже музыкантом ВИА «Коробейники», заручившись поддержкой руководства «Росконцерта». Но найти поддержки среди своих коллег музыкантов было сложнее, и в «Коробейниках» эту композицию, хоть и репетировали, но со сцены так и не исполнили. Тем не менее, именно «Коробейники» записали на пленку первый вариант «Исповеди». Состав «Коробейников» тогда претерпевал изменения, и Глебу Маю пришлось уйти из ансамбля.
При случае Глеб Борисович показал сделанную запись известному барду Виктору Берковскому. Запись Берковскому понравилась, и он поспособствовал тому, чтобы у Глебя Мая оказался телефон Евгения Евтушенко.
Популярный поэт не горел желанием встречаться с неизвестным ему музыкантом. Тем не менее, настойчивость молодого музыканта дала свои плоды, и Евгений Александрович в конце-концов пригласил Глеба к себе на дачу, где он тогда проживал. Запись произвела на Евтушенко самое благоприятное впечатление, и он сразу согласился помочь Глебу выпустить диск на фирме «Мелодия». При протекции Евтушенко худсовет «Мелодии» стал простой формальностью, и заветный наряд на проведение профессиональной записи был получен. Оставалось найти музыкантов-единомышленников.
Очень быстро удалось привлечь в проект музыкантов струнной группой Большого Театра - почти все они были знакомы Глебу Маю по консерватории. Дал свое согласие на участие в записи один из самых техничных отечественных барабанщиков Геннадий Хащенко, игравший во многих джазовых и рок ансамблях Москвы.
В роли Героя Глеб Май видел Александра Барыкина, но Барыкин был на тот момент поглощён совместным с Кузьминым проектом «Карнавал» и не вдохновился этим предложением. Не приняли предложение и музыканты группы «Машина времени». Вслед за «Машиной времени» отказалась от записи группа «Аракс».
Вот как об этом пишет Глеб Май в одном из своих интервью:
«Я даже встречался с Андреем Макаревичем, но подумав, "машинисты" мне отказали. Я с пониманием отнёсся к их отказу: не их стилистика. Да и зачем им участвовать в возможном, но чужом успехе. Точно по таким же мотивам мне отказал "Аракс". Хотя при этом все отмечали неординарность и музыкальность моего материала».
Проект зашел в тупик и тогда Глеб предложил записать пластинку солисту группы «Аракс» Анатолию Алёшину отдельно от ансамбля. И получил согласие.
Постепенно к проекту подключились другие музыканты «Аракса» - Сергей Рудницкий, записавший бас-гитару, и гитарист Вадим Голутвин. Партии клавишных и флейты записал сам Глеб Май. Запись проходила с конца мая по сентябрь 1980 года. Записывал, пожалуй, лучший на тот момент звукорежиссер «Мелодии» Сергей Теплов. Очень много помогала главный редактор фирмы "Мелодия" Анна Николаевна Качалина.
Но, несмотря на все усилия Качалиной и Евтушенко, пластинка вышла только в 1983 году, что для рок-музыки равносильно приговору. Время увлечения большими формами и рок-операми стремительно походило к концу.
К моменту выхода пластинки группы «Аракс» уже не существовало, а Глеб Май успел уже поработать в «Веселых Ребятах» и «Голубых гитарах».
Глеб Май считает, что причиной столь длительной паузы между записью фонограммы и выпуском пластинки послужил созданный им прецедент выпуска пластинки человеком «не из системы», фактически пришедшим с улицы. Так это или нет, мы вряд ли узнаем, ведь в те годы подобные «задержки» случались очень часто.
Вышедшая пластинка, тем не менее, пользовалась вполне ощутимым успехом у любителей рок-музыки.
Альбом был прекрасно оформлен художником Александром Саядянцем и в 1984 году получил диплом второй степени на конкурсе «Мелодии» за лучшее оформление пластинки.
Подозреваю, что у многих любителей отечественной рок музыки этот конверт вызывал аллюзию со знаменитым конвертом пластинки «По волне моей памяти» Александра Шварца. По крайней мере, для меня было абсолютно ясно, что не случайны смысловые и композиционные совпадения в оформлении альбомов – стоящая женщина в ниспадающей одежде, сидящий мужчина с книгой (манускриптом) в руке, а между этими фигурами источники музыки – группа музыкантов на пластинке у Давида Тухманова и патефон у Глеба Мая.
А вот названия группы «Аракс» на конверте пластинки не было. На оригинальном конверте пластинки, вышедшей в 1983 году, было написано просто – «вокально-инструментальный ансамбль». И об участии в записи музыкантов группы «Аракс» свидетельствовала лишь надпись на «яблоке» пластинки: вокальная группа «Аракс», солист Анатолий Алешин. С. Рудницкий – бас-гитара («Аракс»), В. Голутвин – гитара («Аракс»).
Да и надпись про вокальную группу «Аракс» не соответствует истине. Со слов Анатолия Алешина все сольные треки записал он один. А «хоры», кроме Анатолия, пел Глеб Май.
А вот на более позднем переиздании этого альбома на CD фирмой «Melodiya Record Company Europe» в 2001 году на обложке уже появилась надпись «АРАКС». И буклет альбома был практически полностью посвящен группе. Сегодня практически во всех справочниках и на всех сайтах эта пластинка упоминаются исключительно как альбом группы «Аракс». Включена она и в дискографию, размещенную на официальном сайте группы.
На мой взгляд, совсем не правильно считать эту пластинку альбомом группы «Аракс». Ведь в записи не принимали ключевые участники группы – гитарист Тимур Мардалейшвили и барабанщик Анатолий Абрамов. Да и участие Вадима Голутвина и Сергея Рудницкого на альбоме не столь заметно, как в работах группы «Аракс».
В подтверждение этому Анатолий Алешин об участии группы рассказал так:
«Сергея Беликова в группе уже не было. Тимур Мардалейшвили обычно от таких работ отказывался. Он не универсал. Я вообще не помню, чтобы «Араксу», как группе делалось предложение об участии в записи. Мы были заняты тогда работой над «Колоколом тревоги». Глеб Май предлагал многим. Я был не первый, и, похоже, я не рассматривался вообще. И был последним, к кому он обратился».
Спустя 25 лет после выхода пластинки Глеб Май, Евгений Евтушенко и Анатолий Алешин вновь объединились, чтобы сделать еще одну музыкально-поэтическую композицию – «Идут белые снеги». Но это другая история. С другими действующими лицами.