Создательница «Сумерек» Стефани Майер утверждает, что «Новолуние» основано на «Ромео и Джульетте», но насколько второй роман «Сумеречной саги» и его экранизация действительно похожи на пьесу Шекспира?
«Новолуние» было принято достаточно резко. Причин для неудачи экранизации второго романа много. Во-первых, оригинальный режиссер «Сумерек» Кэтрин Хардвик не была повторно нанята для сиквела, и в последующем фильме не хватало ее ловкой способности обосновывать абсурдные элементы истории с помощью стилизованного, угрюмого тона. Во-вторых, неровный тон сюжета сделал «Новолуние» одновременно слишком мрачным и слишком юмористическим в разные моменты повествования.
Однако не во всем виноваты создатели фильма. По словам Стефани Майер, «Новолуние» было основано на известной пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта». Тем не менее, история в этой пьесе закончилась тем, что из-за трагического недоразумения погибли и ее одноименный герой, и героиня, в то время как по сюжету «Сумерек» не погиб ни один из центральных персонажей. Когда Белла и Эдвард вернулись для продолжения всего через год, это привело зрителей к неизбежному вопросу о том, что именно в рассказе Майер позаимствовано у Шекспира и где именно заканчиваются сравнения?
Объяснение влияния «Ромео и Джульетты»
По словам Майер, «Ромео и Джульетта», наряду с «Грозовым перевалом», были одним из классических произведений, на которых были основаны ее оригинальные романы. Майер сказала, что «Новолуние» было вдохновлено пьесой Шекспира, в то время как следующее продолжение, «Затмение», взяло историю любовного треугольника из романа Бронте, но в первом случае провести аналогии сложнее. Белла называет Эдварда своим Ромео на протяжении всей саги много раз, но с точки зрения истории самым большим заимствованием из Шекспира в «Новолунии» является сюжет Вольтури. Однако эта отсылка во многом меняет контекст и не так уж похожа на исходную пьесу. Тем не менее, справедливости ради, стоит отметить то, как Белла и Эдвард сразу же влюбляются друг в друга при встрече, и, возможно, это похоже на классическую историю шекспировского романа.
Что «Новолуние» позаимствовало у «Ромео и Джульетты»?
Противоборствующие фракции оборотней и вековых вампиров, разделяющие Форкс (и преданность Беллы) в «Новолунии», очевидно, в долгу перед двумя воюющими семьями в «Ромео и Джульетте», Монтекки и Капулетти. Однако важно отметить, что оборотни не являются семьей Беллы, поэтому сравнение не идеально, поскольку они не имеют к ней никаких претензий и не имеют таких точек давления, чтобы запретить ей быть с Эдвардом. Племя квилетов действительно приветствует Беллу в своем сообществе в «Новолунии», но именно Эдвард заранее дистанцируется от нее, в то время как в рассказе Шекспира семья запрещает Джульетте видеться с Ромео. Однако Эдвард считает, что Белла ушла из жзни, и решает сделать то же самое, посетив Вольтури. Такой твист напрямую заимствован из концовки Шекспира, хотя Майер предпочла изменить ход этой развязки, чтобы история была менее трагичной и более многообещающей.
Как «Новолуние» изменило историю Шекспира?
Поскольку после «Новолуния» нужно было снимать еще две истории, второй фильм «Сумерки» заканчивается тем, что ни один из любовников не умер. Благодаря классической сюжетной дыре, любезно предоставленной Элис Каллен, Белле удается вовремя вмешаться, в отличие от трагической героини Шекспира. Однако этот новый счастливый финал – не единственная деталь, которую Майер изменила по сравнению с концовкой «Ромео и Джульетты». Тот факт, что Эдвард пытался покончить с жизнью через авторитетный клан вампиров (вместо того, чтобы случайно убить заместителя Тибальта) означает, что сюжет сильно отличается от пьесы, которой он предположительно был вдохновлен. Чтобы эти две истории были похожи, Эдварду нужно было бы убить персонажа вроде Джейкоба Блэка или другого оборотня, а Белла сама должна была быть оборотнем, а не просто их близким другом. В качестве альтернативы, «Новолуние» могло последовать примеру отмененной адаптации «Сумерек» от Paramount и убить отца Беллы, Чарли, поскольку он является одним из наиболее значимых персонажей, оказавшихся между молодыми влюбленными, и мог бы стать камнем преткновения, который не дал паре остаться вместе «долго и счастливо».
Почему изменения в «Новолунии» испортили фильм?
Хотя Шекспир остается одним из самых влиятельных писателей, другие авторы веками изменяли, пародировали, пересказывали и ниспровергали его истории. Таким образом, неудивительно, что экранизация «Новолуния» изменило «Ромео и Джульетту» в той же мере, в какой она придерживалась сценария, а это означает, что многие фанаты вполне могут понять, почему важно, что фильм и роман решили испортить оригинальную пьесу. Ответ заключается в том, что, хотя изменение текста Шекспира довольно стандартно для современных адаптаций, изменения в «Новолунии» подрывают повествовательную динамику. Самым большим изменением между оригинальным фильмом «Сумерек» и «Новолунием» является отсутствие значительных эмоциональных и физических ставок для историй главного героя, поскольку зрители знают, что Эдвард переживет встречу с Вольтури, а Белла воссоединится с ним из-за того, что в саге есть еще два продолжения для адаптации.
Подружив Беллу с оборотнями, «Новолуние» уменьшает эмоциональное воздействие ее решения преследовать Эдварда. Точно так же, гарантируя, что Эдвард переживет встречу с Вольтури, «Новолуние» гарантировало, что влияние знаменитого жестокого финала пьесы смягчено и сделалось беззубым, оставив зрителей с недоисторией, в которой никто из значимых лиц не пострадает. «Затмение» представляет собой кровавую кульминационную битву, и даже злодей оригинальных «Сумерек» Джеймс убивает множество персонажей на протяжении всего действия фильма, в то время как «Новолуние» решает вырезать более суровые элементы истории Шекспира, но не может заменить их чем-либо таким же впечатляющим. В результате изменение сюжета «Ромео и Джульетты» сделало «Новолуние» самым слабым фильмом «Сумеречной саги».
Прочитали статью? Ставьте лайк!
Дополнительно по теме:
«Сумерки»: что будет, если вампир укусит оборотня (и наоборот)?
10 вещей, которые все неправильно понимают в «Сумерках». Часть 2
«Сумерки»: 10 мифов, которые пора разрушить. Часть 1