10 июля, в 30-градусную жару, в плотном лесочке в границах Москвы (но за МКАД) - с обилием зелени, перепадами высот и существенным уровнем техногенных электромагнитных помех - был проведён тест группы портативных раций со штатными компактными антеннами, работающих в диапазонах 27 МГц, 48 МГц, 145 МГц и 433 МГц.
Видео теста - в котором можно оценить качество радиосвязи разнообразных раций (от дешёвых баофенгов до дорогих профессиональных моторол) - рекомендую посмотреть:
Победителем вышли радиостанции диапазона 27 МГц производства КБ Беркут, обеспечившие чёткую и стабильную связь в достаточно тяжёлых условиях.
Помимо современных (в настоящее время выпускаемых и находящихся в продаже) моделей радиостанций Baofeng UV-5R, QuanSheng TG-UV2Plus, Leixen UV-25D, Штурман-180, Егерь-Р180 в тесте участвовали "старички" - Motorola GP340 VHF (в продаже найти ещё можно, но сейчас в линейке профессиональных радиостанций у моторолы другие модели - впрочем, по параметрам особенного различия нет, если рассматривать аналоговые модели) и ветеран от КБ Беркут - радиостанции диапазона Low Band (48 МГц) Дельта-801М (произведённые около 20 лет назад и ощутимо уступающие современным моделям КБ Беркут по уровню помехозащищённости - избирательности и динамическому диапазону по блокировке и интермодуляции).
Подробнее о радиостанции Дельта-801М можно посмотреть в видео:
Проверялась работа радиостанций с помощью размещённых в автомобиле (стоящем на опушке леса) радиостанций QuanSheng TG-UV2Plus (работающей в диапазонах VHF и UHF) и Дельта-801М (работающей в диапазоне Low Band), подключённых к внешним репитерам Surecome и радиостанции с функцией репитера Егерь-Р180 (работающей в диапазоне cb - 27 МГц).
Все радиостанции использовались со штатными компактными антеннами, вынесенными на крышу автомобиля с помощью согласованных по частоте магнитных оснований (при этом дальность связи примерно аналогична той, которую бы обеспечили в этой точке радиостанции со штатными антеннами в руке оператора).
Радиостанции с функцией репитера принимали, записывали и ретранслировали сигнал в эфир, что позволило объективно оценить не только дальность, но и качество радиосвязи.
В условиях плотного леса со значительными перепадами высот и существенным уровнем техногенных электромагнитных помех единственные радиостанции, обеспечившие стабильную и качественную радиосвязь на наиболее удалённой точке теста - рации диапазона 27 МГц производства КБ Беркут (Штурман-180 с ультракомпактной 14-см антенной, предназначенной для удобства связи на ближних и средних дистанциях, в связке с радиостанцией с функцией репитера Егерь-Р180 (параметры приёмо-передающего тракта идентичные Штурману-180) со штатной 33-см антенной флекс, вынесенной на крышу автомобиля с помощью магнитного основания Дельта-50.
В обсуждаемом в статье тесте экстремально мощная (около 24 Вт в VHF, 20 Вт в UHF диапазонах) радиостанция Leixen UV-25D проявила себя неважно.
Для сравнения рекомендую посмотреть другой тест - на дистанции 6,9 км в условиях, сочетающих городскую малоэтажную застройку и лес, в котором радиостанции Leixen UV-25D работали гораздо лучше мощных VHF/UHF супергетеродинов (QuanSheng, Motorola):
В этом тесте рельеф был более благоприятен для осуществления радиосвязи (хотя и расстояние между точками связи было существенно более значительным, около 6,9 км - у радиоволны была возможность распространяться над лесом, а не только по самому лесу):
А в этом тесте - на расстоянии до 10 км - условия связи были маскимально тяжёлыми (неблагоприятный рельеф местности, много электромагнитных помех, чередующиеся полосы леса и городской застройки) для связи на любых частотах:
В заключение отмечу важное преимущество портативных AM/FM радиостанций диапазона 27 МГц.
Они не только обеспечивают - в случае адекватных параметров приёмо-передающего тракта и антенн - гораздо более дальнюю и стабильную радиосвязь в условиях плотного леса и перепадов высот (в режиме частотной модуляции FM), но и в режиме амплитудной модуляции (АМ) могут быть использованы для связи из машины на трассе (сообщения на частоте дальнобойщиков 27,135 МГц, АМ могут оказаться очень полезными в далёких поездках, нам неоднократно поступали звонки от покупателей таких радиостанций со словами "Ваша рация мне жизнь спасла" - благодаря принятому сообщению об аварии успели вовремя заторомозить перед крутым поворотом на плохой дороге...).
Если Вы интересуетесь радиосвязью - ставьте лайки и подписывайтесь на канал Конструкторского Бюро Беркут - разработчика и производителя средств радиосвязи.
Спасибо!