Найти тему
Johnny Catmans Music Hearts Club Band

Битва Титанов. Роджер Уотерс VS Дэвид Гилмор.

Битва Титанов - это рубрика, в которой я сравниваю друг с другом разных исполнителей и выясняю, кто же из них круче. Ну или на чьей стороне правда.

Итак, Роджер Уотерс против Дэвида Гилмора - один из самых известных конфликтов в истории музыки двадцатого века.

Кто Есть Кто?

-2

Роджер Уотерс - бывший лидер и бас-гитарист Pink Floyd, любитель строить стены и самолично их разрушать, некоронованный (пока что) патриарх всея прогрессив-рока, мастер концепции, пацифист с очень скверным характером, доморощенный диктатор, большой упрямец и капиталист с коммунистическими взглядами.

-3

Дэвид Гилмор - гитарист и вокалист Pink Floyd, хитрый малый, грамотный стратег, тоже большой упрямец (даже больше оппонента), любитель играть длинные соло и делать всё по-своему. Очень приятен в общении, хотя и может порой вставить крепкое словцо. Характер стойкий, порой настолько нордический, что хоть на голове кол теши. Ниспровергатель авторитетов.

В Чём Суть Конфликта?

После выхода в 1983-ом альбома "The Final Cut" Pink Floyd не отправились в очередное турне по всему миру, а разошлись в разные стороны: Гилмор занялся сольным альбомом, ударник Ник Мэйсон всецело отдался гонкам на спортивных машинах, а Уотерс некоторое время продвигал последний альбом своей группы, а потом почему-то активно так начал в интервью задвигать, что у Pink Floyd нет будущего и что они выдохлись и едва ли будут работать вместе.
Что ж, в том что группа выдохлась не было никаких сомнений - еще в период работы над
"The Wall" напряжение было настолько высоко, что музыканты порой неделями друг с другом не разговаривали. Ну а клавишника Рика Райта Уотерс вообще выставил на кислород - и, надо сказать, совершенно заслуженно, ибо Рик зачастую саботировал работу над "The Wall" и предпочитал нежиться в Греции, а не корпеть над своими партиями в душной студии.
В конце апреля 1984-го
Роджер Уотерс выпустил свой первый полноценный сольный альбом - несколько сумбурный и не блещущий хорошими мелодиями "The Pros And Cons Of Hitch Hiking". Спустя некоторое время, в начале 1985-го, долговязый басист решил, что Pink Floyd настал каюк и начал потихоньку готовиться к захоронению своего детища и последующим поминкам. Увы, но поминок не получилось - все последующие события напоминали скорее пляски на костях. Но обо всём по порядку.
Так вот, готовится
Уотерс похоронить Pink Floyd, чистит лопату и измеряет диаметр могилы. И вдруг появляется из ниоткуда менеджер группы, Стив О'Рурк, и настойчиво так интересуется у долговязого басиста:
-
Эй, Родж! А что насчет будущих альбомов? По контракту вы обязаны еще несколько пластинок выпустить!
На что
Роджер отвечает, что никаких пластинок и процентов не будет, ибо он вот-вот собирается закрывать лавочку и отправляться в бессрочное сольное плавание.
- Эй, ты чего? А как же контракт? А как же гонорары? Ты что, сумасшедший? - недоумевает простофиля Стив.
Не надо обладать большой фантазией чтобы представить, куда послал менеджера
Роджер и что он ему сказал.

Слева направо: Ник Мэйсон, Рик Райт, Стив О'Рурк, Дэвид Гилмор и потягивающий пивко Роджер Уотерс.
Слева направо: Ник Мэйсон, Рик Райт, Стив О'Рурк, Дэвид Гилмор и потягивающий пивко Роджер Уотерс.

Плюс ко всему Роджер решил, что толку от Стива - как от козла молока. И разорвал с ним в июне 1985-го контракт. О'Рурк в ответ заявил, что контракт прерван незаконно и с многочисленными нарушениями. Едва ли какие-то там заявления какого-то менеджера каких-то там Pink Floyd, которые в голове создателя "The Wall" были уже мертвы, могли бы остановить Уотерса. Он продолжал заявлять, что группа себя изжила и больше ничего выпускать не будет. Почему-то он предложил Гилмору и Мэйсону уволить О'Рурка и взять на его место нового менеджера. Взамен Уотерс предлагал Дэвиду и Нику возможность творить под вывеской Pink Floyd без его, Роджера, участия (да-да, именно так). Гилмор и Мэйсон отказались - Стив своё дело знал очень хорошо и сбрасывать его со счетов никто не собирался. Уотерс был слишком самоуверен и блефовал - он думал, что никто не рискнет возрождать Pink Floyd без него, основного автора и разработчика всех концепций.
В декабре 1985-го
Роджер написал руководству EMI и CBS, которые курировали деятельность Pink Floyd и выпускали их альбомы, письмо с просьбой освободить его от контрактных обязательств, как участника группы. Зачем Уотерс это сделал? Чтобы решить дело в свою пользу и продолжать получать проценты от уже записанного материала без оглядок на какого-то там Стива, который продолжал что-то вопить про незаконность расторжения контракта. Позже Уотерс заявлял, что, не записывая новые альбомы Pink Floyd, он автоматически нарушал действующий контракт, который предусматривал приостановку выплат роялти с уже выпущенных песен, и что остальные участники группы вынудили его покинуть коллектив, угрожая подать на него в суд, так как он не хотел работать над новым материалом.
Интересно, не правда ли? А вы думали, что это противостояние исключительно
Уотерса и Гилмора? Как бы не так!

Стив О'Рурк, Ник Мэйсон и Дэвид Гилмор в 1987-ом. Возрождают Pink Floyd.
Стив О'Рурк, Ник Мэйсон и Дэвид Гилмор в 1987-ом. Возрождают Pink Floyd.

В середине 1986-го Гилмор объявил о том, что Pink Floyd возрождаются. Естественно без Уотерса. Стив О'Рурк радостно потирал руки в ожидании наживы, но осенью того же года, как раз перед началом работы над тем, что впоследствии станет "A Momentary Lapse Of Reason", Уотерс обратился в Верховный суд Англии и Уэльса с просьбой прекратить эту порнографию, ибо Pink Floyd, по его мнению, уже давным-давно представляли из себя "выдохшуюся творческую единицу". Так началась одна из наиболее некрасивых и грязных войн в рок-музыке, по сравнению с которой колкости МакКартни и Леннона в адрес друг друга казались обычным детским садом.

Чем Всё Закончилось?

Уотерс в 1987-ом году. Прячет paranoid eyes за очками.
Уотерс в 1987-ом году. Прячет paranoid eyes за очками.

Уотерс и Гилмор усиленно поливали один другого грязью в прессе. Роджер заявлял, что Pink Floyd без него - подделка и сборище наёмников, а Дэвид сотоварищи в интервью утверждали, что Уотерс - поехавший кукушкой тиран с садистскими наклонностями, который чуть не уничтожил группу. Дошло даже до того, что на концертах возрожденных Pink Floyd продавались футболки "Who The Fuck Is Waters?" ("Кто Такой Этот Чёртов Уотерс?"). Роджер в долгу не остался и наладил производство... туалетной бумаги с лицом Гилмора. Казалось, что конца и края этой битве не будет.
Однако же в декабре 1987-го обе стороны подписали соглашение, согласно которому
Гилмор получал право творить с Мэйсоном и Райтом под вывеской Pink Floyd, а Уотерс оставлял за собой права на все придуманные им сценические спецэффекты и концепцию сценического воплощения "The Wall".

Кто Победил?

Они победили Роджера Уотерса. А чего добился ты?
Они победили Роджера Уотерса. А чего добился ты?

Де-юре победил таки Гилмор - ему удалось перезапустить Pink Floyd под своим крылом и сделать такую кассу для Стива О'Рурка, что последний ни в чем уже не нуждался вплоть до конца жизни. Де-факто победил... тоже Гилмор, ибо сольно Уотерс одолел бывших коллег только один раз - в 1992-ом с великолепным "Amused To Death". Да и то - народ купился на название и особо не разбирался кто там в Pink Floyd чем рулил, потому и выступал Уотерс не на больших сценах, а на маленьких площадках. Увы, но людей в теме было очень мало - большинство шло именно на название Pink Floyd и в ус не дуло, что без своего долговязого басиста это уже совершенно не та группа. Гилмор подсунул доверчивой публике пусть очень качественный и яркий - но всё же суррогат.

Мораль?

-8

Мораль сей басни такова: даже если ты Роджер Уотерс, то не думай, что тебе море по колено и будь всегда начеку. Главная ошибка Роджера заключается в том, что он (фактически) сам отказался от своего детища и похоронил его (несколько преждевременно) - чем не преминули воспользоваться Стив О'Рурк и Гилмор. Глупо было вообще уходить из Pink Floyd - Роджер мог бы до последнего оставаться лидером группы и не отдавать управление ею никому. Да, в этом случае Уотерс мало бы отличался от собаки на сене - так его, кстати, однажды Дэвид и обозвал - но послушайте, этот мужик и в самом деле тянул на себе группу! Уж с 1977-го года так точно!
Никто не утверждает, что
Уотерс рубаха-парень - это сложный и очень непростой человек. Но! Кто придумал всю эту ауру Pink Floyd? Чьими идеями были все эти свиньи, стены и рассуждения о бессмысленности войны? Кто тащил всех за шкирку и заставлял работать? Кто в поте лица прорабатывал каждую деталь, каждый штрих в песнях, которые даже сейчас слушаются так, как будто были записаны вчера?
Да и вообще, ломать - это не то же самое, что строить! Что сделали
Гилмор сотоварищи? Они использовали достижения Уотерса и выехали на них. Увы, но сам старина Роджер перехитрить коллег не смог - ибо понимал, что не будет ни нового "The Wall", ни еще одного "Dark Side Of The Moon". Именно поэтому он и предпочел заниматься сольной карьерой - просто чтобы не обманывать публику и самому не сломаться под тяжестью ответственности, которую накладывает название Pink Floyd. Согласитесь, что Уотерс поступил более честно, чем его бывшие коллеги, которые еще долго-долго набивали себе карманы за счет того, что придумано было отнюдь не ими.
Я не хочу заявлять, что только один
Уотерс это Pink Floyd. Нет, так никогда не было. Однако же сей борец за справедливость был главной движущей силой коллектива в семидесятые, когда они выпустили свои лучшие работы, и пахал как лошадь - в то время как все остальные либо решали семейные вопросы, либо же предавались гедонизму.

Именно поэтому победу в этой битве я отдаю Роджеру Уотерсу. Он это заслужил.