Кто-то дает детям «на мороженое/пирожное», кто-то – лишь на необходимые траты, а кто-то считает, что детям деньги не нужны вовсе. Наверняка вы активно пользуетесь тем опытом, который получили от родителей в детстве. Можете сверить свой курс с нашими инструкциями и добавить себе в копилку те, что понравятся.
О своих успехах и трудностях вы всегда можете рассказать нам! Чем уже руководствуетесь и как на это реагируют ваши дети?🧐
1. Знакомьте ребенка с деньгами и формируйте полезные привычки.
Берите малыша в магазин и объясняйте, какие продукты берете, кто их продает и сколько нужно денег для покупки.
Не покупайте игрушку/сладость сразу. Предложите внести «хотелку» в список желаний. Разделите его на графы: хочется сейчас, хочется позже и захочется когда-нибудь. Позвольте ребенку выбрать. Так он обдумает покупку и не поддастся сиюминутному порыву.
Есть и другой способ: предложите купить маленькую игрушку/конфету сейчас или что-то большее позже. Оговорите срок и сдержите обещание.
2. Расскажите о деньгах за игрой.
Например, в магазин. Подготовьте товары, прикрепите ценники, определите бюджет. Можете меняться ролями: назначайте продавца и покупателя. Есть классные настолки, к примеру, «Богатей» с бумажными деньгами и различными товарами на карточках.
3. Давайте карманные деньги.
Суть: помочь ребенку понять, как «общаться» с финансами. Начинайте давать деньги с 6-7 лет. К примеру, раз в неделю в определенный день. Предложите разделить траты на необходимые, дополнительные и сбережения.
Если ребенок быстро всё спустил, не добавляйте. Возможно, в другой раз он поступит иначе. Может, и нет. Нестрашно, он учится. Не требуйте объяснений после каждой покупки.
Британский эксперт по детскому развитию и автор книги «Спокойный и счастливый малыш» Ребекка Шико рекомендует в такой ситуации дать ребенку в долг. Но детский психолог Валентина Паевская считает, что этого делать не стоит – нарушит семейные связи.
Помогите ребенку заработать. Детский психолог Вика Дмитриева рекомендует платить за то, что родители и так бы оплачивали (мытьё машины, услуги бэбиситтера и т.д.). Это мнение разделяют некоторые американские психологи. Здесь нужно показать, что главное – быть частью семьи и проверять, подходит ли это вам.
4. Объясняйте на личном примере.
Показывайте, как и на что вы тратите деньги: на продукты, коммунальные счета, вещи, технику. Проведите ликбез: пускай увидит, как вы выбираете вещь в интернете, ищите, сравниваете. Можете привлечь ребенка к планированию отдыха/ крупной покупки. Объясните, что в этом помогут накопления или кредит. Так чадо усвоит, что нельзя купить все, что захочешь. Не стесняйтесь и изучайте финансовые вопросы вместе с ребенком.
5. Научите копить и тратить.
На 250 рублей можно купить машинку, через полтора месяца – железную дорогу, а спустя полгода – внушительный конструктор LEGO. Превратите сбор денег в увлекательную игру. Например, нарисуйте график и отмечайте вместе прибыль. Для подростков подойдет приложение или табличка эксель.
Помогайте, задавайте вопросы и наберитесь терпения, пока ребенок освоится с долгосрочным планированием.
Поощряйте: добавляйте 5-10% к накопленному. Пускай малыши кидают монетки в банку, школьники – кладут деньги в конверты «коплю» и «трачу». И не бойтесь неудачных покупок.
6. Научите вести расходы.
Обсудите, на что пошли деньги и доволен ли ребенок приобретениями. Скачайте приложение, куда всей семьей будете вносить расходы. Помните, мы недавно рассказывали о ведении бюджета? Упомяните о скидках, сравнении цен, расскажите о магазинах или что-то посоветуйте.
7. Выделяйте деньги на увлечения.
Наблюдайте за ребенком, узнавайте, чем ему интересно заниматься. Это поможет найти дело по душе и приведет к финансовой независимости во взрослой жизни.
Детские психологи предлагают понаблюдать за желаниями ребенка и не отдавать его в несколько кружков сразу. Это можно делать, если только сам ребенок захочет и попросит.
Экзистенциональный психолог Вероника Топорова прокомментировала два спорных вопроса: стоит ли ребенку платить за домашние дела и давать в долг. Вероника рекомендует родителям всегда сверяться со своими целями и желаниями. Лучше – консультироваться с психологом.
Платить ли ребенку за домашние дела?
Платить ребенку за домашние дела не лучшая идея. Пример: родители платили дочке за то, что она сидела с младшим братом. Итог: девочка начала воспринимать брата исключительно как работу. Психолог объяснила это тем, что отношения выстраивает старший ребенок.
Есть и иные примеры. Но Вероника считает, что «лучшая мотивация для выполнения детьми домашних дел – это все-таки договорённости». Они формируют уважение, принятие и навык слушать и быть услышанным.
Давать ли в долг ребенку?
Маленьким детям – не стоит.
«Если речь о маленьком ребёнке, который только начинает формировать отношение к финансам, я бы не рекомендовала навешивать ему чувство вины и излишние сложности в будущих отношениях с бюджетом».
С подростками иначе: давать в долг можно, но только подъемные суммы. Это добавит мотивацию и ответственность за собственную жизнь без отвержения.
Психологи разошлись во мнении по этим вопросам. Но сказали одно: отталкивайтесь от опыта своей семьи.