Найти тему
Чадорадо

Он превращал малолетних преступников в ярких и успешных людей. Методы воспитания Антона Макаренко

Оглавление

Антон Макаренко – один из самых ярких педагогов мира, воспитатель и автор книг по воспитанию детей. Его главной заслугой считается разработка бесценной методики воспитания подростков, которая показала потрясающие результаты.

А.Макаренко не просто перевоспитывал малолетних преступников и беспризорников, но и превращал их в ярких и успешных людей. Ни один из бывших хулиганов не вернулся на «кривую дорожку», а некоторые стали блестящими педагогами.

Какие методы воспитания использовал Макаренко? Думаю, они будут полезны и современным родителям. Поэтому прочитайте до конца.

Вначале немного предыстории. Как все начиналось?

В 1920 году Макаренко предложили стать директором колонии для маленьких беспризорников. В послереволюционный период таких детей стало очень много, всех несовершеннолетних с криминальным прошлым отправляли в колонии-поселения.

Когда Макаренко впервые столкнулся с «трудными» детьми, прошлый педагогический опыт оказался бесполезен. Справиться с беспризорниками наставник не мог, дети не соблюдали дисциплину, он для них не был авторитетной личностью.

Антон Макаренко с детьми из колонии
Антон Макаренко с детьми из колонии

Однако не зря Макаренко считают гениальным педагогом. Он смог так перевоспитать детей, что те самостоятельно начали соблюдать дисциплину – без помощи многочисленных воспитателей. В колонии сложилась настоящая республика с собственными правилами, где царило доверие и уважение.

Число всех воспитанников Макаренко достигает трех тысяч. При этом после освобождения практически ни один из них не встал на «кривую дорожку».

Методы воспитания Макаренко, с помощью которых он добился таких результатов:

1. Воспитание в коллективе и через коллектив.

Главная идея всей системы Макаренко состоит в воспитании ребенка в коллективе и через коллектив. Под этим понятием он имел в виду не просто группу людей, а общество, объединенное одной целью.

Дети в коллективе учатся командной работе, взаимодействовать с окружающими, поддерживать и помогать друг другу. Такое воспитание ориентирует ребенка не только на получение («вы мне все должны, а я вам нет»), но и на отдачу («давай помогу»).

В итоге ребенок не станет бояться самовыражаться в коллективе и будет готов к жизни в реальном мире, где ему еще предстоят трудности.

2. Самоуправление.

Когда дети в колонии более-менее стали дисциплинированными, Макаренко доверил им самим управлять ключевыми процессами. К педагогам за помощью они обращались лишь тогда, когда сами не справлялись. Так в них воспитывалась самостоятельность и ответственность.

В коммуне был «старший», которого дети выбирали сами на шесть месяцев. У каждого несовершеннолетнего был шанс занять пост руководителя, т.к. он выбирался единожды.

3. Воспитание с помощью труда.

Трудовому воспитанию придавалось огромное значение. В коммуне было свое натуральное хозяйство, где работали воспитанники и получали заработную плату. Позже там был построен завод, где ребята производили фотоаппараты и электрические дрели.

Антон Макаренко считал, что воспитывает труд, при котором четко определена цель – для чего это нужно делать. Если есть цель и виден результат – дети работают усерднее.

4. От старших – к младшим.

Традиции, которые передаются от старших к младшим, имеют огромное значение для воспитания ребенка, считал Макаренко. Ведь в них содержится все самое ценное из опыта поколений.

Традиций в коммуне было сотни, даже сам Макаренко не помнил все. Ребята постарше передавали свой опыт младшим, так они учились заботиться и брать ответственность. А младшие в свою очередь – уважать старших.

5. Дисциплина.

Макаренко рекомендует родителям помнить о том, что дисциплина является результатом воспитания. Суть дисциплины не в наказании, а в том, чтобы научить ребенка подобающему поведению.

Дети в коммуне жили так, чтобы чувствовать себя комфортно, при этом им запрещалось переходить границы других. Плохие поступки осуждали, а хорошие поощряли.

Делая вывод всего вышеперечисленного, можно сказать, что в системе воспитания Макаренко есть такие полезные и дефицитные нынче понятия: приучение к труду, ответственность за поступки, не корыстная дружба и коллективная дисциплина.

Согласны?

Буду благодарна за лайк 👍❣️

Российская литература
0