Антон Макаренко – один из самых ярких педагогов мира, воспитатель и автор книг по воспитанию детей. Его главной заслугой считается разработка бесценной методики воспитания подростков, которая показала потрясающие результаты.
А.Макаренко не просто перевоспитывал малолетних преступников и беспризорников, но и превращал их в ярких и успешных людей. Ни один из бывших хулиганов не вернулся на «кривую дорожку», а некоторые стали блестящими педагогами.
Какие методы воспитания использовал Макаренко? Думаю, они будут полезны и современным родителям. Поэтому прочитайте до конца.
Вначале немного предыстории. Как все начиналось?
В 1920 году Макаренко предложили стать директором колонии для маленьких беспризорников. В послереволюционный период таких детей стало очень много, всех несовершеннолетних с криминальным прошлым отправляли в колонии-поселения.
Когда Макаренко впервые столкнулся с «трудными» детьми, прошлый педагогический опыт оказался бесполезен. Справиться с беспризорниками наставник не мог, дети не соблюдали дисциплину, он для них не был авторитетной личностью.
Однако не зря Макаренко считают гениальным педагогом. Он смог так перевоспитать детей, что те самостоятельно начали соблюдать дисциплину – без помощи многочисленных воспитателей. В колонии сложилась настоящая республика с собственными правилами, где царило доверие и уважение.
Число всех воспитанников Макаренко достигает трех тысяч. При этом после освобождения практически ни один из них не встал на «кривую дорожку».
Методы воспитания Макаренко, с помощью которых он добился таких результатов:
1. Воспитание в коллективе и через коллектив.
Главная идея всей системы Макаренко состоит в воспитании ребенка в коллективе и через коллектив. Под этим понятием он имел в виду не просто группу людей, а общество, объединенное одной целью.
Дети в коллективе учатся командной работе, взаимодействовать с окружающими, поддерживать и помогать друг другу. Такое воспитание ориентирует ребенка не только на получение («вы мне все должны, а я вам нет»), но и на отдачу («давай помогу»).
В итоге ребенок не станет бояться самовыражаться в коллективе и будет готов к жизни в реальном мире, где ему еще предстоят трудности.
2. Самоуправление.
Когда дети в колонии более-менее стали дисциплинированными, Макаренко доверил им самим управлять ключевыми процессами. К педагогам за помощью они обращались лишь тогда, когда сами не справлялись. Так в них воспитывалась самостоятельность и ответственность.
В коммуне был «старший», которого дети выбирали сами на шесть месяцев. У каждого несовершеннолетнего был шанс занять пост руководителя, т.к. он выбирался единожды.
3. Воспитание с помощью труда.
Трудовому воспитанию придавалось огромное значение. В коммуне было свое натуральное хозяйство, где работали воспитанники и получали заработную плату. Позже там был построен завод, где ребята производили фотоаппараты и электрические дрели.
Антон Макаренко считал, что воспитывает труд, при котором четко определена цель – для чего это нужно делать. Если есть цель и виден результат – дети работают усерднее.
4. От старших – к младшим.
Традиции, которые передаются от старших к младшим, имеют огромное значение для воспитания ребенка, считал Макаренко. Ведь в них содержится все самое ценное из опыта поколений.
Традиций в коммуне было сотни, даже сам Макаренко не помнил все. Ребята постарше передавали свой опыт младшим, так они учились заботиться и брать ответственность. А младшие в свою очередь – уважать старших.
5. Дисциплина.
Макаренко рекомендует родителям помнить о том, что дисциплина является результатом воспитания. Суть дисциплины не в наказании, а в том, чтобы научить ребенка подобающему поведению.
Дети в коммуне жили так, чтобы чувствовать себя комфортно, при этом им запрещалось переходить границы других. Плохие поступки осуждали, а хорошие поощряли.
Делая вывод всего вышеперечисленного, можно сказать, что в системе воспитания Макаренко есть такие полезные и дефицитные нынче понятия: приучение к труду, ответственность за поступки, не корыстная дружба и коллективная дисциплина.
Согласны?
Буду благодарна за лайк 👍❣️