Найти в Дзене
Вышка Родителям

Следим за временем. Советы для студентов и их родителей

Оглавление

Грамотная работа со временем – крайне сложная в освоении практика, которой владеет далеко не каждый в современном хаотичном и быстром мире. Многие люди сталкиваются с проблемой, когда не хватает времени на что-то важное, и возникает это не только если было уделено внимание чему-то другому. В такие моменты возникают мысли и жалобы о том, что времени слишком мало и ничего нельзя успеть. Нельзя с полной уверенностью заявить, что это неправда – иногда задач бывает столько, что и продохнуть нельзя. Но в большинстве случаев проблема вовсе не в том, что в сутках активного времени у нас 16 часов. Беда кроется в том, что это самое время распределено безграмотно. Оно часто утекает на какие-то незначительные мелочи, из-за которых в конце дня жалеешь. Что же тогда – держать себя на часах? Разве постоянный контроль себя не будет сильно давить? Скажем прямо – нет, не будет. Стоит действительно контролировать себя на постоянной основе, чтобы добиваться от себя лучших показателей и не менее лучшей эффективности. Но, как и в любом другом деле, выход за границы разумного – дело плохое. Не нужно из желания самоконтроля становится тираном для себя и своего организма.

Кого сильнее касается проблема тайм-менеджмента, как студента? Постоянные жалобы на то, что ничего нельзя успеть, переработки и засиживания до позднего времени; это происходит практически на регулярной основе, особенно во время экзаменационного периода. Иногда массив заданий становится несправедливо большим, с этим нельзя спорить. Однако даже с, на первый взгляд, полным завалом в учебе, можно расписать день так, чтобы не встречать утро с пением птиц и продолжать сидеть даже под светом луны.

Что стоит делать студенту, чтобы начать контролировать свой распорядок дня? И как тут поможет родитель, который видит, как его ребенок перерабатывает?

Ощущение времени

Самое главное, что следует осознать – это время. Звучит по-философски, правда, но на самом деле все гораздо проще. Тренировка себя и своего самоощущения в течение дня, чтобы не обнаружить дело, начатое в 2 часа дня незаконченным и единственным, чем занимался до 8-ми вечера. Подобные события – это результат полного отсутствия контроля себя и ситуации вокруг, вызванного потерей во времени и пространстве. Выход из этой ситуации достаточно простой, особенно полезный на начальном этапе работы над собой. Взять часы и всегда держать рядом, проверять, сколько времени прошло с момента начала дня, как сел за какую-то работу. Со временем ориентация в течение дня вернется, но это крайне легко сбить, решив, например, отложить часы вовсе. Ощущение времени является первым шагом к тому, чтобы научиться его контролировать.

Управление делами в зависимости от времени

Следующим шагом, после тренировки ощущения времени, становится понимание того, что проблема не столько во времени. Оно, к сожалению или счастью, продолжит идти вне зависимости от человека. Дело в том, что разная работа требует к себе разного внимания и вовлеченности. Для успешного выполнения всех поставленных задач нужно научиться правильно распределять время. Некоторым помогает работа с будильниками – во время учебы поставить себе таймер на какое-то количество времени и, по истечению срока, брать перерыв, также по будильнику. Так можно контролировать затраченный ресурс и регулярно контролировать ход дня. Иногда заметно, что нужно отложить задачу на потом и браться за другую, чтобы уложиться в срок. Этакая работа с кусочками пазла. Медленно и трепетно собирать частицы, чтобы сложилась общая картина успешной и эффективной работы.

-2

План на день. Далее – план на неделю

После того, как вырабатывается навык распределения времени между делами, пора приступать к следующему шагу – планировать свой полный день. Это поможет в некотором смысле автоматизировать рабочие будни, из-за чего они будут проходить легче. По плану действовать зачастую гораздо проще и удобнее, нежели когда нет заранее поставленных задач. Начинать надо с малого: подробно расписать распорядок одного дня, стараться наиболее близко ему следовать. Потом можно браться за несколько дней, а затем и за целую неделю. Вскоре выработается точное понимание своих обязанностей и больше не придется скрупулезно планировать дни. Такая поступательная система вовсе не обязательна – можно и сразу планировать себе неделю. Однако мы рекомендуем двигаться от меньшего к большему, чтобы это вырабатывалось в привычку, а не было единичным случаем.

Теперь поговорим о том, как тут могут помочь родители. В этот период жизни уже не получится воспитывать ребенка так, как это происходило в детстве. Студент – это взрослый человек, поэтому лучшим вариантом становится общение родителя с ребенком на равных, как со взрослым. В разговоре можно делиться своим опытом в студенческие годы, давать свои советы о том, как лучше контролировать свой распорядок дня. Помимо этого, если присутствует такая возможность, было бы здорово влиться в практику своего ребенка – видите, что будильник прозвенел, а за учебой его просто отключили, слишком увлекшись работой, напомните о других делах. Спустя время подобный контроль поможет ребенку самому освоить тайм-менеджмент. Не стоит и забывать, что родитель может выступать как фигура для подражания ребенком, поэтому нужно и самому следить за временем и контролировать его.

-3

Можно сказать, в этом случае, как и во многих других, между родителем и ребенком должна быть связь взаимовыручки и поддержки. Здесь они понимаются как то, что ребенок должен стараться управлять делами и ощущать время, а родитель должен подсказывать и наставлять его, быть рядом, вовремя напоминать, что пора заняться другим. Такая совместная работа благоприятно скажется не только на ребенке, но и на родителе.