Найти тему
Четыре Семерки

Ritchie Blackmore’s Rainbow. В гостях у сказки

В своих последних статьях я постепенно забрался уже в 90-ые и даже, в статье о Nightwish - в начало 2000-ых. Тем более приятно вернуться в 70-ые, куда более близкие мне по духу. Сегодняшний обзор будет посвящен первому альбому Rainbow. Я постараюсь больше отталкиваться от интервью Ричи и Ронни середины 70-ых, где их суждения по понятной причине избавлены от, скажем так, "эффекта послезнания".

Начать с того, что проект Rainbow "вырос" из куда более скромного желания Ричи - записать "на стороне" сольную пластинку. Гитарист уже около года обдумывал эту идею, а когда на горизонте появились Elf и Ронни Дио, то мозаика стала складываться постепенно сама собой.

Я начну немного "из-за такта", и поставлю для прослушивания пару треков из второго альбома Elf, над которым висит тень "больших братьев" в лице Роджера Гловера, Яна Пейса( которые помогали продюсировать пластинку) и, конечно же, самого Ричи Блэкмора, по совету которого Ронни избавился от бас-гитары и сосредоточился на пении. Кроме того, группа взяла отдельного басиста Крейга Грубера и обзавелась более сильным гитаристом. В аранжировках появились женские партии бэк-вокала и духовые.

Пожалуй, лучшее, что создали Дио и Elf до известных событий. Следующая композиция носит прямо таки символическое, можно сказать - пророческое название - Rainbow!

Думаю, альбомы Elf ценны и сами по себе, а не только в контексте событий, связанных с созданием Rainbow. Мне кажется, что совсем неплохо послушать как звучали ровно те же музыканты без Ричи Блэкмора, какую музыку они создавали до совместного проекта с ним, и, соответственно, сравнить по принципу "было/стало".

Если судить по интервью того периода, то становится ясно, что запись пластинки с музыкантами Elf настолько воодушевила Ричи, что вопрос ухода из Deep Purple очень быстро перешел из гипотетической в практическую плоскость. Как -то Ричи заметил, что после работы над этим диском возвращение в Deep Purple было сродни выходу на унылую работу после отличного отпуска. Более того, он не раз говорит о том, что часто слушал созданный материал дома, чего с ним не было со времен Machine Head.

Надо сказать, он хорошо понимал, что серьезно потеряет в материальном плане. "Этим решением я смыл кучу денег в унитаз" заметил он в интервью журналу Muziekkrant Oor в июле 1975 года - "<...>Я мог бы остаться в Purple и каждый вечер подсчитывать деньги, но, честно говоря, это было не то, чего я хотел. Мне просто хотелось снова создавать хорошую музыку." (с)

источник

Стоила игра свеч? Думаю, что даже большое число фанов Deep Purple ответят на этот вопрос утвердительно. Пластинка первого состава Rainow, а вернее - Ritchie Blackmore’s Rainbow - на тот момент, вышла в мае 1975 года, добралась до 11 места в чартах Британии и до 30 -го места в США. Но большинство меломанов интересует не это, а отменное качество созданного музыкального материала, конечно.

В интервью тех лет Ричи несколько раз обьясняет свою позицию относительно названия, в котором поначалу фигурировало его имя. Это было сделано для того, чтобы многие фаны, знающие его по работе с Purple не пропустили альбом, ведь он был единственным известным участником новой группы. Позже планировалось превратиться просто в Rainbow, что и было сделано. Куда забавнее читать фразы о том, что он всего лишь гитарист, "к тому же не слишком умелый" и прочее подобное.

"Я не хочу иметь собственную группу. Я не стремлюсь к такой позиции, я лишь хочу быть участником группы, не более того."(С) Ричи Блэкмор, из интервью журналу Circus, июнь 1975 года.

Да? Ну ладно. У нас-то, в 2021 году с послезнанием немного получше, чем было у Ричи в 1975-ом.

Если говорить собственно о музыке, то девять треков, записанными с малоизвестными музыкантами из Elf слушаются необыкновенно свежо и спустя несколько десятилетий. Довольно быстро записанная пластинка, сделанная на вдохновении, по праву вошла в золотой фонд рока. Проходных и слабых вещей тут просто нет.

Обложка диска. Замок в виде гитары - очень символично.
Обложка диска. Замок в виде гитары - очень символично.

источник изображения

Man On The Silver Mountain. Лучшего начала для дебюта трудно и придумать. Мощный рифф, сыгранный в стиле Ричи Блэкмора интервалами, отменная мелодия и мощный голос Дио. Кого-то, возможно, это удивит, но в песне, которая не кажется такой уж сложной использовано 25( двадцать пять!) аккордов. Текст повествует о неком человеке, который забравшись на гору, находит на вершине клад, но...не может спуститься. Песня очень нравилась Джону Бонэму, с которым Ричи был в приятельских отношениях. Как-то раз из-за неё даже чуть было не вышла ссора, когда подвыпивший барабанщик Led Zeppelin, придя в гости, категорически требовал поставить Man On The Silver Mountain на проигрывание, в то время как Ричи был настроен слушать, кажется, Баха. Однако, песня и правда хороша.

Self Portrait. Мне кажется, ни один барабанщик, игравший в Rainbow после Гарри Дрисколла не звучал так же. У этого музыканта есть свой почерк и в этой вещи он раскрывается с лучшей стороны. Ричи в более поздних интервью рассказывал, что запись пластинки сопровождалась забавными моментами, связанными с ударником Elf - он часто терял наушники во время игры в студии или не мог вовремя включиться в запись. Тем не менее, пластинка получилась превосходной, в том числе можно отметить очень живые ударные. Ричи описывает эту вещь, как "нечто среднее между Jesu Joy Of Man's Desire Баха и Manic Depression Хендрикса."

Black Sheep of the Family. Это, собственно, та песня, которую отказались записывать музыканты Deep Purple, в результате чего Ричи, по его словам, сам почувствовал себя "черной овцой". Непонятно, что могло не понравиться Ковердейлу, Хьюзу, Лорду и Пейсу. На мой взгляд вещь как влитая вписалась бы в Stormbringer, во всяком случае там есть очень стилистически похожие. Так или иначе, но история с этой песней послужила толчком к последующему уходу Ричи из группы.

Catch the Rainbow. На этом месте у меня неизменно слегка перехватывает дыхание, поскольку одно дело - очень хорошие вещи, другое дело - шедевр на все времена, который будут слушать и через сотню лет( уверен). Начинаешь понимать всю силу этой пластинки, ведь тут встретились талантливейший мелодист с гитарой и такой же талант с сильнейшим голосом. Получилось настолько сказочно и проникновенно, что вообще не удивительно, что многие считают именно этот диск лучшим в каталоге группы. Из тех вещей, которые невозможно слушать фоном.

Snake Charmer. Свингующая разноплановая композиция, которая некоторыми почему-то считается проходной. Свое мнение я уже высказал - проходных вещей на пластинке нет. Наоборот, эта вещь - лучший ответ тем, кто отчего-то думает что её записывали "слабые" музыканты, которые позже по этой причине были уволены. А послушайте рулады на басу Крейга Грубера параллельно с тем, как Ричи играет соло! Прислушайтесь еще раз к брейкам Гарри Дрисколла! Возможно, они не были самыми крутыми профи, но уж точно не последними в своем ремесле. И да, я что-то не припомню чего-то настолько же интересного в басовой линии от того же Джимми Бейна, например, не в укор последнему, конечно. "Многие считают, что это самая слабая песня на пластинке, но мне она нравится – очень сильным вышло сочетание гитары и вокала, и здорово звучит наложение трех гитар. Микшировать ее было непросто, в ней столько всего."(с) Ричи Блэкмор, из интервью журналу Circus, 1975 год.

 Внутренее оформление пластинки
Внутренее оформление пластинки

источник изображения

The Temple of the King. Еще одна вещь, которую можно отнести к абсолютным шедеврам на стыке жанров - классического рока и музыки Ренессанса. После Catch the Rainbow - это вторая вещь, которая отсылает не только в прошлое, но и, в некотором смысле, в будущее, когда Ричи создаст проект с Кэндис Найт. Вдохновение пришло к Ричи после просмотра телевизионной передачи "Йога для взрослых". В песне использованы две акустические гитары и одна электрическая. В середине - партия струнного ансамбля, которая сыграна на меллотроне. В то время Ричи говорил, что не хочет записывать больше одной-двух таких песен на альбоме. Что ж...После 1997 года все поменялось. Но...это будет потом.

If You Don’t Like Rock 'n' Roll. Задумана, как своего рода сатира на рок-н-ролл. Ричи и другие музыканты планировали записать её быстро, за пару дублей. Однако вещь доставила неожиданно много проблем. "Она была настолько проста, что никто не мог её сыграть" - смеется Ричи. В итоге для адекватной записи потребовалось два дня!

Sixteenth Century Greensleeves. Мощнейший "шагающий" рифф сочетается с отличной мелодией. Очень вдохновляющая вещь, богатая сменами гармоний.

"Из роковых песен на альбоме мне больше всего нравится «Sixteenth Century Greensleeves». Ее написал Робин Гуд из шервудского леса. Однажды ночью я увидел, что в моей двери торчит стрела, на которой висел лист бумаги с нотами этой песни. И там была записка: «Пожалуйста, запиши эту песню, а то я тебя пристрелю». «Greensleeves» моя самая любимая песня. В Англии я жил недалеко от виндзорского замка, постоянно туда ходил и любовался этим местом. Мы хотели написать песню про замки и арбалеты. Я рад, что нам удалось добиться хард-роковой песни в классическом контексте. В этой песне на виолончели играл Хью Макдауэлл. В этом вся суть нашей музыки – мы поем про Генриха VIII и его друзей»."(с), Ричи Блэкмор, из интервью журналу Circus, 1975 год.

источник интервью

Still I’m Sad. Кавер - версия на одноименную композицию The Yardbirds. Ричи и Ко были не единственными, кто сделал кавер на эту вещь. Можно также отметить еще как минимум Манфреда Мана, Акселя Руди Пела и Boney M. Однако эта, роковая версия Ричи мне наиболее по душе. Не могу не отметить тут и своеобразную манеру Гарри Дрисколла и бас Грубера.Если проследить историю Still I’m Sad дальше, то она появилась на альбомах Rainbow не в последний раз - на диске 1995 года она получила текст, который был отлично исполнен Дуги Уайтом.

Что касается Ричи, то с этим альбомом, он на мой взгляд вступил в эпоху своего творческого расцвета. Если для многих звезд первой половины 70-ых начинались трудные времена, а кто-то из них даже начал творчески выдыхаться, то о Блэкморе этого точно не скажешь - все следующие работы демонстрируют необыкновенную мощь и отличную форму маэстро.

Что касается дальнейших событий, то они очень хорошо известны. Для меня неким белым пятном всегда оставались детали расставания Ричи с музыкантами Elf. Вообще, принято считать, что они просто были слабыми музыкантами, поэтому требовательный Ричи по быстрому выставил их из группы. Сам гитарист в более поздних интервью обьясняет это не слишком убедительно. Как часто бывает, в его словах читается некая двойственность. Впрочем, судите сами...


"
- Когда вы записывали первый альбом Rainbow, из всех участников ELF вас интересовал только Ронни, или и другие тоже?
Ричи: Ронни в первую очередь, но у них был очень хороший барабанщик и бас-гитарист, поэтому я решил взять всех их в группу. Я думал, что это хорошая идея. Но когда мы вышли из студии и стали репетировать, я понял, что барабанщик больше не может с нами играть, поэтому нам пришлось найти нового барабанщика, которым был Кози Пауэлл. Бас-гитаристу это не понравилось, к тому же он и играл не на том уровне, так что на его место пришел Джимми Бэйн. Все было очень хорошо, но потом я начал объяснять клавишнику Мики Ли Соулу, какие партии он должен играть, на что он отвечал: «Да, сейчас», и постоянно играл коряво. Через неделю я сказал Ронни: «Он хороший парень, но играть с ним нельзя». И мы взяли Тони Кэри. Тогда остался один Ронни. Я не хочу их критиковать. Музыканты ELF отлично справились с записью альбома. Я думал: «Это лучшая группа, чудесные музыканты». Но когда мы начали репетировать, у каждого из них стали проявляться проблемы. Сначала это были барабанщик и бас-гитарист – пришлось их заменить.(c) (из интервью журналу Burn, 1996 год)

источник

 Первый состав Rainbow
Первый состав Rainbow

источник изображения

В общем..."очень хороший барабанщик и басист" вполне сочетается с "мы поняли, что он больше не может с нами играть" спустя небольшое время. Так или иначе, дальнейшую историю писали совсем другие музыканты, а имена Гарри Дрисколла, Крейга Грубера и Микки Ли Соула тем не менее все равно навечно отлиты в бронзе хотя бы в этой прекрасной и вдохновляющей записи. На мой взгляд, этим парням точно есть за что сказать спасибо, они сделали свою работу очень хорошо.

Песни с альбома, разумеется исполнялись на последующих гастролях, но уже с новым составом музыкантов.

Еще интересно, что в совместных интервью тех лет, Ричи Блэкмор и Ронни Дио часто друг друга по дружески что называется "подкалывают". Ричи мог в шутку слегка осадить Ронни, называя того "мелюзгой", а Дио уже тогда держался очень самоуверенно и независимо, это заметно даже в его ответах. Как-то он заметил, что Ричи ему "сразу не понравился". Ричи мог сказать что Ронни пишет все тексты в группе, и именно "поэтому они так ужасны". На что мог получить ответную пику в том духе, что Блэкмор "ничего не сделал для записи пластинки" и пр. В общем...шутки шутками, но альянс двух сильных личностей и на самом деле был относительно недолгим. А все шутки - прибаутки и взаимные подколки вы можете сами прочитать в источнике.

Нам же сегодня все это не так важно, как прекрасная многогранная музыка, которую они тогда записали.

На этом сегодня прощаюсь.

Всем мира и добра!