Найти тему
Андрей Останин

PEST-анализ: для чего нужен и как провести?

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это инструмент стратегического менеджмента, предназначенный для выявления:

  • политических (Political)
  • экономических (Economic)
  • социальных (Social)
  • технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес.

Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю ситуацию, складывающуюся в окружающем мире.

PEST-анализ ориентирован на получение результатов «верхнего уровня». Он дает так называемый helicopter view — взгляд сверху на внешнее окружение компании и ее место на рынке.

Эту технологию применяют для детальной проработки внешней среды и определения возможностей и угроз для SWOT-анализа. Детализация происходит благодаря структурированию трендов внешней среды. Дополнительный бонус от PEST-анализа — подготовка данных для управления рисками.

Наиболее популярные источники информации для PEST-анализа — аналитические обзоры в деловой и специализированной, отраслевой прессе. Для сбора информации можно использовать специализированную литературу по геополитике, данные статистики, отчеты и прогнозы крупных аналитических агентств, отчеты отраслевых ассоциаций, выступления экспертов на выставках и конференциях, инсайдерскую информацию, стратегии крупных открытых компаний (например, Сбербанка).

-2

Разновидности PEST-анализа:

  • PESTLE-анализ – дополнен двумя факторами (Legal — юридический и Environmental — экологический).
  • STEEPLE-анализ – социально-демографический, технологический, экономический, природный, политический, правовой и этические факторы. Также может учитываться и географический фактор.

Трендами можно назвать все, что массово происходит во внешнем мире и оказывает прямое влияние на нас. Но откуда же узнавать об этих трендах, чтобы регулярно их анализировать? Из самых разных источников!

Если ты довольствуешься ограниченным количеством информации, смотришь только Первый канал, «Россию» и НТВ, то тренды в твоей голове могут быть искаженными. Или вовсе отсутствовать. Не бойся нового.

Что же делать?

Для начала предложу следить за многолетними лидерами в разборе трендов — и это лайфхак, которым можно воспользоваться уже сейчас. Например, начать читать журнал Harvard Business Review. Это издание, основанное аж в 1922 г., доступно в электронном виде, а подписка на него стоит 50 долларов. За эту сумму я получаю регулярную актуальную информацию по огромному количеству существующих трендов, а в конце года — их большую сборку. Там собрана информация о трендах по всем четырем направлениям (политические, экономические, социальные и технологические). Подойдет ли знание подобных трендов из одного издания для личного планирования или оно больше направлено на развитие бизнеса? Ответ однозначный — подойдет! Ведь любые факторы, влияющие на компании, касаются и людей, которые в этих компаниях работают, покупают их продукты и услуги и т.д.

Таким же источником, как Harvard Business Review, может быть подписка на Forbes и другие подобные издания. Они помогают людям самостоятельно следить за трендами, не дожидаясь отчетов и статистик. Ведь иногда фактор скорости важен для эффективного развития. Например, блогеры очень быстро нашли золотую жилу в TikTok и заполонили эту социальную сеть разнообразным контентом. Только после этого массово стали публиковаться отчеты о популярности TikTok и возможностях развития в рамках площадки. Но к тому моменту конкуренция здесь уже стала слишком высокой.

Тренды, собранные в подобных источниках, — это то, что может повлиять на нас уже завтра или в ближайшие год-три. Впрочем, эти же тренды очень быстро могут потерять актуальность. Если завтра в стране сменится президент и его действия будут сильно отличаться от действий предшественника, то изменятся и политические тренды. Здесь, на моем сайте я обновляю список трендов по мере необходимости, учитывая в нем около 30 источников.

Также предлагаю вам ознакомиться с дополнительными материалами ниже по ссылке: Тренды 2020 ТОР 5 с марта 2020 года