Найти тему

Другое место

«Трилогия места» Йона Айвиде Линдквиста вещь безусловно странная. Казалось бы, это обусловлено самими жанром – «ужасы и мистика», но даже с поправкой на это книги производят неоднозначное впечатление. Словно Линдквисту стало тесно в шкуре нишевой литературе, и она на нем по швам трещит, обнажая то, что обычно сокрыто.

«Трилогия места»:

· Химмельстранд

· Движение

· Икс. Место последнее

«Химмельстранд» самая сюрреалистичная и необъяснимая история в цикле. В некотором смысле ни вторая, ни третья книга не дают разгадки этому сюжету. А именно, ответа на вопрос почему четыре семьи переносятся вместе с машинами и трейлерами из кемпинга в некое «другое место», где нет ничего кроме газонной травы и голубого неба без солнца, зато с избытком странностей – квазизомби, кислотные дожди, призраки, которые как гаррипоттеровские боггарты принимают облики твоих кошмаров и манящий мрак за горизонтом. Половина героев совсем неприятна, другая чуть симпатичнее, но не без странностей и только песик и кошка вызывают искренний позитивный интерес. По крайней мере с их мотивами все понятно – они просто живут согласно своей природе.

«Движение» более заземлено на нашу реальность. Это скорее такой нетипичный и мрачный роман взросления и поиска себя с жуткими мистическими элементами. По непонятной мне причине автор выводит себя здесь главным персонажем, сочетая автобиографические детали с магическими. Линдквист-герой, как верно подметил Линдквист-автор, напоминает Раскольникова, каким бы он мог быть… допустим у Сорокина. Только дилемма другая – одиночество и единение.

Наконец «Икс. Место последнее» - фактически криминальный детектив с мистическим антуражем, который закрывает лишь малую часть вопросов, возникших в предыдущих книгах. Чудовище, превращающееся в ребенка, и ребенок, превращающийся в чудовище, проигрывают подчистую маленькому мопсу с протезом, который становится замечательным компаньоном главному герою – стареющему журналисту, который не только решает криминальные головоломки, но и бьется над экзистенциальной задачей, как построить отношения. Вопрос не праздный. Я понимаю, как возникают молодые семьи, но каким же невероятным кажется этот шаг, когда тебе сорок, пятьдесят, шестьдесят….

Три разных книги, разные жанры и одна чудовищная в своей жестокости связующая нить. Любопытно, что идея о несчастном ребенке, создающем мир, куда можно уйти совсем недавно встретилась мне у Дэна Симмонса в «Пустом человеке». Видимо эскапизм гораздо более насущная потребность человечества, чем это кажется на первый взгляд. Возможно, каждому нужно «другое место», где не будет тех бед, что нас окружают в реальности…