Если бы мы не замечали её ежесекундно, это было бы одним из самых удивительных явлений. Но чего мы не воспринимаем — вы бы даже может и не поверили, если кто-то вам сказал — так это того, что тела не просто притягиваются к планете, они тянутся друг к другу. Даже в космосе, на видосиках с невесомостью в МКС, условный базовый криптоанализатор нейтронных реликтовых вспышек, который прикручен в дальнем конце отсека, не магнитит к себе со страшной силой космонавта — храни, Господи, инерцию.
Даже если очень резко встать и пристально посмотреть за окно, соседская машина не устыдится и не перестанет тянуть календулу и бархатцы с бабкиной клумбы к себе. А цветочки будут по прежнему тихонько увлекать машину в ответ.
Почему незаметно? Да потому что гравитационное взаимодействие считают самым слабым из всех известных фундаментальных взаимодействий (ещё есть электромагнитное, «сильное» и «слабое» — эти два орудуют внутри ядер). Михаил, который соблюдает социальную дистанцию и отошел от Семёна на 2 метра, тянет его с силой меньше 0,01 милиграмма. Это как вес крупинки сахара...
Если друзей переместить в космос, чтоб им не мешала сила трения о пол и воздух, то друг к другу они бы притянулись часов через пять.
Эксперимент Шихаллиона
В старом добром XVIII-ом веке Королевское общество (что-то вроде Академии Наук) решило измерить плотность Земли — для этого надо было найти очень большой объект, повесить рядом с ним грузик на нитке и посмотреть, как сильно отклонится маятник. Знаем массу объекта, вычисляем массу Земли (ну а её размеры уже были известны).
Правильную гору искали лет сорок, и вот, в 1774, астроном Невил Маскелайн решил, что честь и слава нации сами себя не завоюют, и что надо ставить эксперимент в Шотландии. Тем более там стоит одинокая ровная гора (под названием Шихаллион, ага), и ничего со стороны не утянет маятник в нежелательном направлении.
С маятником-то быстро всё измерили, но геодезисты с рулетками по горе ползали под ветрами и ливнями ещё года полтора. Гору же надо измерить, чтобы знать, от чего опираться в исследовании Земли. В процессе даже контурные линии для геодезии придумали, которые до сих пор используются, например, как линии высот на картах.
В 1775 астроном опубликовал свои результаты в каком-то научном журнале и получил медаль за первое в истории измерение массы и плотности Земли от Королевского общества. Кстати, заодно на всякий пожарный подтвердили закон всемирного тяготения от Ньютона (то самое яблоко упало в 1666 году — просто запомнить, правда? Яблоко — падает — падший ангел — дьявол — число дьявола — 666 — год открытия 1666!)
Для первого раза точность измерений была прекрасная — отличается меньше, чем на 20 % от современных данных. Тогда люди начали догадываться, что внутри планеты есть что-то тяжелое (железное ядро, например).
Про точность и погрешность в физике скоро выйдет отдельный материал =)
А масса Земли такой оказалась: 5.97×10²⁴ кг.
Это 5'970'000'000'000'000'000'000'000 килограммов (не спрашивайте, как число называется). Поэтому у планеты хватает силёнок тянуть нас с такой силой, даже на атмосферу хватает, а то не всем планетам доступна такая роскошь.
Интересно? Найди кнопку подписки) Жду лайка и в комментах!
Немножко годноты: