Найти в Дзене
Игорь Орлов

Где проходит водораздел между христианским аскетизмом и идеологией «равности в бедности»? Ответ протоиерея Александра Меня.

Оглавление

Александру Меню, священнику, духовному писателю, проповеднику, в нестабильный период развития общества в нашей стране, в эпоху смены ценностей общества, люди задавали интересные вопросы, касаемые, как светской, так и духовной жизни.

Александр Мень, священник, духовный писатель, проповедник (фото из Яндекс Картинки)
Александр Мень, священник, духовный писатель, проповедник (фото из Яндекс Картинки)

Один из таких вопросов касался водораздела христианского аскетизма и идеологии «равенства в бедности».

Александр Владимирович Мень (фото из Яндекс Картинки)
Александр Владимирович Мень (фото из Яндекс Картинки)

Аскетика, как заметил Александр Мень, свойственна не только христианству, но всем мировым религиям и направлениям духовной жизни.

Но аскетизм всегда строится на личном выборе. Человек, на своем опыте, замечает пользу определенной аскетики для себя и принимает это для себя. Смысл аскетики не минимализм, а жертва малым во имя большего, вредным во имя полезного. Как заметил великий отечественный философ и психолог Сергей Леонидович Рубинштейн: аскетика — это острое чувство жизни, это уточненная любовь к жизни.

Сергей Леонидович Рубинштейн, отечественный философ, психолог, создатель субъектно-деятельностного подхода в психологии (фото из Яндекс Картинки)
Сергей Леонидович Рубинштейн, отечественный философ, психолог, создатель субъектно-деятельностного подхода в психологии (фото из Яндекс Картинки)

Требования аскетики нельзя предъявлять к другому человеку, заставлять его жить аскетической жизнью против его воли, так как это нарушает его свободу.

В истории же нередко встречаются любители бороться с «излишествами» в чужой жизни.

Тогда аскетика передернута - она не добро, а зло.

Можно заметить — говорит Александр Мень

«...что понятие «богатства» в Евангелии носит в значительной мере духовный смысл. Речь в евангелиях идет не просто о материальных богатствах, а о том, что порабощает человека, что ставит эти блага на первое место в шкале ценностей» (Александр Мень «Трудный путь к диалогу».

История знает примеры подавления духовной жизни народа двумя путями. Первый — это режим подавления духовной свободы людей. А второй, когда материальные блага (реальные и сулимые) ставятся в обществе на первое место в шкале ценностей.

Такой крайне практический материализм философ Николай Бердяев назвал «духовной буржуазностью», хотя она свойственна не только буржуазным обществам.

Николай Бердяев, русский религиозный философ и публицист (фото из Яндекс Картинки)
Николай Бердяев, русский религиозный философ и публицист (фото из Яндекс Картинки)

Вот почему ученики Христа, услышав слова Христа о богатстве и пример про верблюда и угольное ушко, ужаснулись. Хотя они были людьми бедными, они приняли эти слова на свой счет. Они поняли, что речь идет не о бедности и богатстве, а о том, что порабощает человека, мешает его духовной жизни, спасению и обручению с Богом.

Александр Мень замечает:

«Потребительство, алчность, безудержная погоня за материальными благами — нравственная болезнь, а не проблема экономики.
Людям нужно жить в нормальных достойных условиях. Это очевидно, иное дело — устроение души. Что для нее важнее духовное или материальное? Если материальное сильно довлеет, дух несет огромные потери». (там же)

Если хотите поделиться по теме статьи — пишите в комментариях.

Понравилось — ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.