Тема сложная и заковыристая.
Мне самому не ясно, какую позицию избрать. Но начну по порядку...
Айкидо - это японское Боевое искусство. Конечно, на открытие века это не тянет, но многое объясняет. В частности то, что там есть раздел работы на коленях.
Японцы не любят стулья и табуретки, у них своя манера, свой древний обычай сидеть. Также у них есть особые способы передвижений… на коленях.
Все Боевые искусства японского происхождения включают в себя раздел suwari-waza (suwari: сидеть; waza: техника).
Проблемы начинаются тогда, когда эти Боевые искусства внедряются в другие культуры, которые не особо стыкуются с укладом японских островов.
Начинаются страдания!!!
Мало того, что приходится осваивать очень непростую и неестественную механику движений, так еще и учится передвигаться на коленях! А мы не верблюды, у нас там мозолей нет (на первых порах).
Что для японца хорошо, то для всех остальных... повод усомнится в их принадлежности к человеческому роду. Уж дюж все своеобразно.
Айкидо - это очень традиционное Боевое искусство. Оно изначально было создано для японцев. О-сенсей включил сувари вадза в методику обучения айкидо ввиду ее большой пользы. А еще хорошим притворялся!
На первых порах, скорее всего, такого широкого распространения айкидо по миру не предполагалось. Но когда пришли новые менеджеры и пошли раскручивать продукт, то они столкнулись с тем, что в других странах было стойкое нежелание этот раздел изучать.
Умные японцы пошли двумя путями:
1) смягчили требования (что с гайдзинов взять... кроме денег);
2) терпеливо объясняли пользу данных мытарств (некоторые даже поверили).
Чем же ужасно сувари вадза? Только тем, что мы не японцы. Мы не сидим в сейдза часами, для нас это не естественно. Нам надо этому учиться.
Сейчас детей в айкидо стало гораздо больше. Вот им проще приспособиться. Они легче по массе, мышцы и суставы у них не столь одеревеневшие, они более адаптивны и восприимчивы. Это, конечно, при условиях, что их этому правильно учат и есть достаточно времени на освоение.
С взрослыми беда! Для них сувари вадза далеко не безопасно. При правильном исполнении ущерб снижается, но ведь до этого надо еще дойти! В любом случае, фанатизм не приветствуется. Слишком велики ставки. Повредить коленный сустав очень легко, а вот вылечить его – проблема на долгие годы (хотя некоторые считают, что мениск как гланды: удалил, и нет проблем).
При сувари вадза идет большая нагрузка на колени, голеностоп, пальцы на ногах, сильно напрягается поясница. Стирается кожа на коленях, вплоть до крови (со временем она грубеет, что не слишком эстетично выглядит). Долгое сидение в сейдза и работа в сувари вадза могут отрицательно влиять на кровообращение в ногах.
Приятного мало. Для многих людей это становиться пыткой (японцы в этом знают толк).
Так какого.… А зачем тогда мы должны работать сувари вадза? Есть ли в этом смысл?
Сразу оговорюсь, что польза будет при условии, что передвижения в сувари вадза выполняются правильно. Вы правильно распределяете вес, не бухаетесь коленями, не раскачиваете корпус во всех направлениях. Нюансов много, но даже они не избавляют от возможных проблем и болей. Если мышцы ног сильно перенапряжены, то лучше не изображать из себя японца. Нельзя сикко (ходьбу на коленях) воспринимать как разминочное упражнение, как раз наоборот: перед сикко должна быть проведена качественная разминка, а отработка приемов в сувари вадза не должна идти непрерывно. Это то, что поможет вам оставаться здоровыми.
В чем же практическая ценность сувари вадза, кроме воспитания силы воли?
Самый общий и популярный ответ: практиковать сувари вадза – это значит развивать центр.
Все. Без вопросов. Надо так надо.
Это ответ, который рождает еще уйму вопросов, т.к. японское мироощущение плохо воспринимается нашим сознанием. У нас и слов таких нет, чтобы точно описать их понятия.
«Центр» - это идея на уровне восприятия. В нее вложили очень много элементов: синхронизация частей тела, управление своим центром тяжести, правильное включение ног, задействование мышц живота и спины (в том числе «глубоких») и т.п. Это чрезвычайно размытый термин. Достаточно субъективный (каждый понимает его по-своему). Он простой в ощущениях, но сложный для словесного описания. Требуется опыт. А еще нужен сенсей. Тут я соглашусь, что без указующего пальца можно забрести не в то болото (а ведь гораздо веселее, когда с вами барахтается еще куча народа).
Бухнемся на землю. Попытаемся упростить вещи до примитивизма. С учетом того, что я с японцами не общался, есть вероятность того, что сыграю роль «Ивана Сусанина». Я вас предупредил. Я дилетант.
• Сувари вадза – это очень неудобные положения. Вы ограниченны. Вам непривычно. Вы не можете воспользоваться обычными для вас способами движений. Приходится учиться. Включаются в работу даже те мышцы, о которых вы даже не знали. Быстрее идет синхронизация тела. Сидя очень сложно компенсировать ошибки силой одних лишь рук. Приходится задействовать все тело, всю доступную мускулатуру (ног, спины).
• Движения становятся более экономными. Нет широченных уходов от атак, нет «шагов Гулливера». Вы более внимательно начинаете относиться к углам при перемещениях, к моментам «входа».
• Находясь ближе к земле, вы лучше начинаете ощущать свой баланс. Стоя, если вы теряете равновесие, то это можно компенсировать за счет дополнительных шагов или наклоном корпуса. Когда вы сидите, любое лишнее или неправильное движение, приводит к разрушению всего приема. В сувари вадза трудно «подделать» технику. Она должна быть правильной.
• Сувари вадза помогает сформировать осанку. Наклоны затруднены (хотя некоторые мастера айкидо легко справляются с этой проблемой). Спина не ломается, остается прямой. Позвоночник чувствует себя намного комфортнее, так как на него не приходятся дополнительные нагрузки из-за ошибок (за него отдуваются колени).
• Сувари вадза дает хорошую тренировку мышцам ног и спины. К тому же, вырабатывается необходимая подвижность нижней части тела, что никогда не бывает лишним.
• Сувари вадза является замечательным профилактическим средством от геморроя и плоскостопия. Рекомендовано Всемирной организацией здравоохранения.
• Еще одно замечание. Сувари вадза помогает вам не бояться падения и партера. Это, конечно, далеко не бразильское джиу-джитсу, но и паталогического страха от случайного низвержения у вас уже не будет. Тем более что сувари вадза айкидо имеет свои «фишки» и наработки, позволяющие достойно встретить данную проблему. Это не борцовский партер, там своя специфика.
Если вы достаточное время уделяется сувари вадза, то это положительно скажется на всех технических аспектах вашего айкидо. Вы станете более устойчивыми, стабильными, у вас отпадут лишние движения, ваша техника наполнится силой. Вы обретете «центр». А что еще нужно для долгой и счастливой жизни?
Почему Уэсиба так заботился о сохранении сувари вадза? Не знаю. Могу только предполагать. Возможно, это желание уберечь уходящие в прошлое традиции. Возможно, он видел в этом действенные методы достижения необходимых качеств. Возможно, он хотел таким образом закрепить особенности японской культуры. Возможно, была сакральная составляющая.
Все возможно!
Айкидо – это очень традиционное Боевое искусство, даже не смотря на то, что было создано относительно недавно, и заключает в себе достаточно передовые концепции. Там куча анахронизмов и условностей. Смысла их оправдывать нет, их надо просто принять.
Уэсиба оставил сувари вадза в айкидо. Это было его решение. Нам только остается из этого вынести максимальную пользу.
Успехов Вам в изучении айкидо!
Тема сложная и заковыристая.
Мне самому не ясно, какую позицию избрать. Но начну по порядку...
Айкидо - это японское Боевое искусство. Конечно, на открытие века это не тянет, но многое объясняет. В частности то, что там есть раздел работы на коленях.
Японцы не любят стулья и табуретки, у них своя манера, свой древний обычай сидеть. Также у них есть особые способы передвижений… на коленях.
Все Боевые искусства японского происхождения включают в себя раздел suwari-waza (suwari: сидеть; waza: техника).
Проблемы начинаются тогда, когда эти Боевые искусства внедряются в другие культуры, которые не особо стыкуются с укладом японских островов.
Начинаются страдания!!!
Мало того, что приходится осваивать очень непростую и неестественную механику движений, так еще и учится передвигаться на коленях! А мы не верблюды, у нас там мозолей нет (на первых порах).
Что для японца хорошо, то для всех остальных... повод усомнится в их принадлежности к человеческому роду. Уж дюж все своеобразно.
Айкидо - это очень традиционное Боевое искусство. Оно изначально было создано для японцев. О-сенсей включил сувари вадза в методику обучения айкидо ввиду ее большой пользы. А еще хорошим притворялся!
На первых порах, скорее всего, такого широкого распространения айкидо по миру не предполагалось. Но когда пришли новые менеджеры и пошли раскручивать продукт, то они столкнулись с тем, что в других странах было стойкое нежелание этот раздел изучать.
Умные японцы пошли двумя путями:
1) смягчили требования (что с гайдзинов взять... кроме денег);
2) терпеливо объясняли пользу данных мытарств (некоторые даже поверили).
Чем же ужасно сувари вадза? Только тем, что мы не японцы. Мы не сидим в сейдза часами, для нас это не естественно. Нам надо этому учиться.
Сейчас детей в айкидо стало гораздо больше. Вот им проще приспособиться. Они легче по массе, мышцы и суставы у них не столь одеревеневшие, они более адаптивны и восприимчивы. Это, конечно, при условиях, что их этому правильно учат и есть достаточно времени на освоение.
С взрослыми беда! Для них сувари вадза далеко не безопасно. При правильном исполнении ущерб снижается, но ведь до этого надо еще дойти! В любом случае, фанатизм не приветствуется. Слишком велики ставки. Повредить коленный сустав очень легко, а вот вылечить его – проблема на долгие годы (хотя некоторые считают, что мениск как гланды: удалил, и нет проблем).
При сувари вадза идет большая нагрузка на колени, голеностоп, пальцы на ногах, сильно напрягается поясница. Стирается кожа на коленях, вплоть до крови (со временем она грубеет, что не слишком эстетично выглядит). Долгое сидение в сейдза и работа в сувари вадза могут отрицательно влиять на кровообращение в ногах.
Приятного мало. Для многих людей это становиться пыткой (японцы в этом знают толк).
Так какого.… А зачем тогда мы должны работать сувари вадза? Есть ли в этом смысл?
Сразу оговорюсь, что польза будет при условии, что передвижения в сувари вадза выполняются правильно. Вы правильно распределяете вес, не бухаетесь коленями, не раскачиваете корпус во всех направлениях. Нюансов много, но даже они не избавляют от возможных проблем и болей. Если мышцы ног сильно перенапряжены, то лучше не изображать из себя японца. Нельзя сикко (ходьбу на коленях) воспринимать как разминочное упражнение, как раз наоборот: перед сикко должна быть проведена качественная разминка, а отработка приемов в сувари вадза не должна идти непрерывно. Это то, что поможет вам оставаться здоровыми.
В чем же практическая ценность сувари вадза, кроме воспитания силы воли?
Самый общий и популярный ответ: практиковать сувари вадза – это значит развивать центр.
Все. Без вопросов. Надо так надо.
Это ответ, который рождает еще уйму вопросов, т.к. японское мироощущение плохо воспринимается нашим сознанием. У нас и слов таких нет, чтобы точно описать их понятия.
«Центр» - это идея на уровне восприятия. В нее вложили очень много элементов: синхронизация частей тела, управление своим центром тяжести, правильное включение ног, задействование мышц живота и спины (в том числе «глубоких») и т.п. Это чрезвычайно размытый термин. Достаточно субъективный (каждый понимает его по-своему). Он простой в ощущениях, но сложный для словесного описания. Требуется опыт. А еще нужен сенсей. Тут я соглашусь, что без указующего пальца можно забрести не в то болото (а ведь гораздо веселее, когда с вами барахтается еще куча народа).
Бухнемся на землю. Попытаемся упростить вещи до примитивизма. С учетом того, что я с японцами не общался, есть вероятность того, что сыграю роль «Ивана Сусанина». Я вас предупредил. Я дилетант.
• Сувари вадза – это очень неудобные положения. Вы ограниченны. Вам непривычно. Вы не можете воспользоваться обычными для вас способами движений. Приходится учиться. Включаются в работу даже те мышцы, о которых вы даже не знали. Быстрее идет синхронизация тела. Сидя очень сложно компенсировать ошибки силой одних лишь рук. Приходится задействовать все тело, всю доступную мускулатуру (ног, спины).
• Движения становятся более экономными. Нет широченных уходов от атак, нет «шагов Гулливера». Вы более внимательно начинаете относиться к углам при перемещениях, к моментам «входа».
• Находясь ближе к земле, вы лучше начинаете ощущать свой баланс. Стоя, если вы теряете равновесие, то это можно компенсировать за счет дополнительных шагов или наклоном корпуса. Когда вы сидите, любое лишнее или неправильное движение, приводит к разрушению всего приема. В сувари вадза трудно «подделать» технику. Она должна быть правильной.
• Сувари вадза помогает сформировать осанку. Наклоны затруднены (хотя некоторые мастера айкидо легко справляются с этой проблемой). Спина не ломается, остается прямой. Позвоночник чувствует себя намного комфортнее, так как на него не приходятся дополнительные нагрузки из-за ошибок (за него отдуваются колени).
• Сувари вадза дает хорошую тренировку мышцам ног и спины. К тому же, вырабатывается необходимая подвижность нижней части тела, что никогда не бывает лишним.
• Сувари вадза является замечательным профилактическим средством от геморроя и плоскостопия. Рекомендовано Всемирной организацией здравоохранения.
• Еще одно замечание. Сувари вадза помогает вам не бояться падения и партера. Это, конечно, далеко не бразильское джиу-джитсу, но и паталогического страха от случайного низвержения у вас уже не будет. Тем более что сувари вадза айкидо имеет свои «фишки» и наработки, позволяющие достойно встретить данную проблему. Это не борцовский партер, там своя специфика.
Если вы достаточное время уделяется сувари вадза, то это положительно скажется на всех технических аспектах вашего айкидо. Вы станете более устойчивыми, стабильными, у вас отпадут лишние движения, ваша техника наполнится силой. Вы обретете «центр». А что еще нужно для долгой и счастливой жизни?
Почему Уэсиба так заботился о сохранении сувари вадза? Не знаю. Могу только предполагать. Возможно, это желание уберечь уходящие в прошлое традиции. Возможно, он видел в этом действенные методы достижения необходимых качеств. Возможно, он хотел таким образом закрепить особенности японской культуры. Возможно, была сакральная составляющая.
Все возможно!
Айкидо – это очень традиционное Боевое искусство, даже не смотря на то, что было создано относительно недавно, и заключает в себе достаточно передовые концепции. Там куча анахронизмов и условностей. Смысла их оправдывать нет, их надо просто принять.
Уэсиба оставил сувари вадза в айкидо. Это было его решение. Нам только остается из этого вынести максимальную пользу.
Успехов Вам в изучении айкидо!