Это уже 3-я серия статьи "Цена на дополненную реальность под ключ: как формируется стоимость" и сейчас мы продолжаем рассказывать про то, что же закладывается в стоимость разработки дополненной реальности на российском рынке: какие существуют основные шаги работы над приложением с AR, как дать оценку стоимости разработки и уровня оплаты услуг разработчиков.
Основные этапы разработки
И, начнем с того, что чтобы дать оценку стоимости разработки для начала стоит понимать — из каких этапов заключается работа.
На практике, в зависимости от студии, обычно заранее просчитываются все этапы разработки в смете — убедившись, что спецификация AR-приложения выполнима, менеджер проекта разложит его на задачи и подготовит тайминг, и ТЗ (если нет своего), определяя технические требования к используемой платформе, бюджет, сроки, договор — проект запускается.
Таким образом работа состоит из 5 этапов
- стадия заключения договора — составление подробного ТЗ, заключение договора и подписание NDA;
- разработка дизайна — на основе ТЗ, UI/UX специалисты разрабатывают прототипы, а дизайнеры отрисовывают интерфейс приложения, 3D-художники создают 3D модели, персонажей и других объектов, а аниматоры кропотливо создают движущиеся элементы;
- программирование — разработчики подбирают оптимальные среды программирования и игровой движок, пишут код и прорабатывают серверную часть, устраняют баги;
- тестирование. QA — важная часть, специалисты тестируют приложение и передают обнаруженные ошибки на багфиксинг;
- релиз — помощь с публикацией приложения в Google Play и App Store.
Расчет стоимости начинается с определения объема и сложности работы.
Создание продукта/программного решения требует привлечение специалистов разного уровня: программистов, 2D/3D-художников, менеджеров по управлению проектами, QA-специалистов, саунд-дизайнеров и др. и это означает, что цена зависит от необходимого числа работников, уровня сложности приложения, что и определяет срок, и уровень знаний привлекаемых специалистов, а также срочности — где может потребоваться привлечение к проекту больше людей, чем обычно.
Исходя из всего сказанного стоимость разработки AR-приложения сделать фиксированной невозможно.
Привлечение профессиональной команды на проект
Отталкиваясь от того, какой тип приложения нужно разработать под конкретные задачи каждый раз формируется состав команды. Подробнее о типах приложений с AR мы писали в первой и второй сериях.
Около 60% — оплата труда программистов и тестировщиков. Код нужно не только написать, но и проверить на скрытые ошибки и наличие подводных камней. 15% — дизайн и юзабилити. Приложение должно быть удобным, хорошо продуманным, приятным для использования. Еще 15% — менеджмент. Проект должен быть хорошо скоординирован, выполнен в срок, некоторые процессы можно провести параллельно, и при этом команда практически всегда на связи с заказчиком. Оставшиеся 10% — работа с техническим заданием и аналитика.
Оплата специалистам зависит от их профессиональных навыков и стажа.
Например, если проект сложный по технической реализации, то возникает необходимость привлечения разработчиков уровня Senior. Стоимость такой работы будет несколько дороже, но результат гарантированно будет сверх ожиданий — меньше правок, продукт стабильнее работает и практически отсутствуют баги.
Работая с партнерами по разработке, одним из параметров расчета стоимости является почасовая ставка работы.
Уровень специалистов на прямую влияет на стоимость часа работы. Например, возьмем средние значения и рассчитаем уровень оплаты их услуг, чтобы получить примерное представление средней цены и сроков на разработку.
Стоимость часа и порядок работы
- Первый специалист, с которым взаимодействует клиент — Sales Manager, который проводит первичные консультации, рассказывает вам о компании, формирует коммерческое предложение, организует встречи с командой и подготавливает всю необходимую документацию для совершения сделки.
В России средняя ставка за час работы Sales Manager в сфере IT составляет = 36$
6+ часов первичные консультации, 6+ часов составление коммерческого предложения, 16+ оформление всей необходимой документации.
Считаем: 28 часов * 36$ ставка/час итого мы получаем в среднем = 1008$ за всю его работу.
- Project Manager. Он направляет клиента к разработке идей и составлению спецификации проекта. Это тот специалист, который описывает вам ценность и функциональность приложения. На этом этапе он также определяет, осуществима ли ваша идея с технической точки зрения. По опыту, он потратит на это около 2-5 дней непрерывной работы (включая первую встречу с клиентом, сбор требований, и т.п.).
В России средняя ставка за час работы Project Manager составляет = 33$
14+ часов обсуждение концепций и консультации, 24+ часа идет разработка архитектуры, тайминга и ТЗ. Затем начинается фаза разработки. Во время процесса клиент может поддерживать связь с командой через менеджера проекта. Он общается с клиентом и следит за тем, чтобы проект был завершен вовремя, без технических проблем и в рамках согласованного бюджета.
Считаем: 38 часов * 33$ итого мы получаем в среднем = 1254$
- После того, как проджект-менеджер (Project Manager) получает достаточно информации о дизайне приложения, дизайнер UI/UX начинает работать над ним. Позже он также будет вовлечен в процесс разработки, чтобы настроить и отполировать интерфейс приложения для комфортного взаимодействия пользователя с ним. Важно, чтобы этот специалист имел большой опыт разработки именно клиентского UI. В этом случае пользователю с первого релиза будет удобно использовать приложение и вы избежите многократных правок.
В России средняя ставка UI/UX-дизайнера уровня Middle (средний) за час составляет = 51$
18+ часов доработка и выбор необходимых элементов управления, и возможностей, которые необходимы для задачи, еще 60+ часов проработка проекта для условий его использования.
Считаем: 78 часов * 51$ получаем = 3978$
- Художники 3D контента — это те специалисты, благодаря которым проекты становятся намного нагляднее и реалистичнее, нежели обычные чертежи и двумерные модели. Благодаря 3D моделированию картинка становится объемнее и более похожа на наш мир. Если требования к графике не близкие к реальной, то в проект привлекают в основном художников уровня Junior.
В России ставка Junior 3D-художника за час работы составляет = 17$
16+ часов на моделирование, 12+ создание текстурирования, разверток UV и материалов, оптимизация.
Считаем: 28 часов * 17$ получаем = 476$
- Аниматоры 3D контента «оживляют» статичные объекты, добавляя динамичности и отличное визуальное восприятие, что занимает львиную долю времени из-за кропотливости разработки.
В России средняя ставка уровня Middle (средний) 3D-аниматора за час работы составляет = 26$
На анимацию 2D графики в 40-60 сек. может уйти в среднем от 24 часов на разработку (с готовыми исходными данными). Если брать анимацию одного 3D персонажа также 40-60 сек., то в среднем — 40+ часов.
Считаем: 40 часов * 26$ получаем = 1040$
- Благодаря именно AR/VR (Unity) — разработчику мы сможем увидеть готовый, цифровой контент в реальном мире. Этот тот специалист, который владеет умением работать с библиотеками для дополненной реальности, базами данных, 3D моделями, эффектами, владеет принципами оптимизации проектов под Android, iOS, Web и многим другим. Также разработчик занимается публикацией проекта в маркетплейсы, такие как App Store и Google Play.
В России средняя ставка Middle (средний) программиста за час работы составляет = 51$
10+ интегрирование SDK дополненной реальности в Unity, 6+ часов настроить материалы и сцену, 20+ часов прописать алгоритмы взаимодействия с приложением, обработка данных, 24+ публикация в сторы.
Считаем: 60 часов * 51$ получаем = 3060$
- Чтобы гарантировать, что конечный продукт соответствует техническим требованиям и работает должным образом, к проекту привлекается тестировщик (QA-Engineer).
В России средняя ставка за час работы составляет = 33$.
32+ часа тестирование, правки, исправление багов.
Считаем: 32 часа * 33$ получаем = 1056$
На данном этапе мы уже получаем с вами 1 месяц (304 часов плюс-минус) полноценного рабочего времени, где целый штат сотрудников будет выполнять работу на индивидуальном уровне.
Поэтому минимальная стоимость качественной разработки приложения дополненной реальности под ключ на российском рынке у студий-разработчиков может составлять в среднем примерно 11872$ за 304 рабочих часов.
Стоит учитывать, что при этом сумма не является конечной и в процессе разработки цена может пересматриваться в соответствии с правками.
Помимо этого в проект также могут быть привлечены:
- бэкенд-разработчики, которые отвечают за создание баз данных, вычислительную логику, обработку и хранение информации в них, со средней ставкой уровня Middle = 55$;
- фронтенд-разработчики занимаются версткой шаблона и созданием пользовательского интерфейса, со средней ставкой = 55$;
- копирайтеры, создающие текстовый контент, со средней ставкой = 18$;
- инженеры нейросетей и искусственного интеллекта, применяющие нейросети для решения задач, со средней ставкой = 68$;
- специалисты-аналитики, прогнозирующие процессы и разрабатывающие программы развития, со средней ставкой = 70$;
- саунд-дизайн, который занимается оформлением визуального аудиоряда, со средней ставкой = 70$
При необходимости команда может увеличиваться неограниченно. На рынке множество компаний с огромным штатом, которые работают над одним продуктом.
Уровень зарплат основных специалистов
Программирование
Есть 3 градации в программировании и UX/UI-дизайне: джуниор, мидл и сеньор (Junior, Middle, Senior).
Согласно, статистике с сайта RussiaTrud.com, средняя заработная плата специалистов составляет:
- Джуниор (новичок, понимает язык программирования) — от 404$, в среднем в час = 19$
- Мидл — (сам программирует) — от 1144$, в среднем в час = 51$ (по средней ставке будем считать стоимость проектов в примерах ниже);
- Сеньор (занимается архитектурой, взаимодействием систем и высокоуровневыми вещами) — от 2275$, в среднем в час = 108$.
Деление условное, всё зависит от требований компании. То, что одни компании требуют от джуниоров, другие хотят от мидлов.
Моделирование
Работа 3D-моделлера происходит в тесной связи с художниками по текстурам, 3D-аниматорами и прочими профессиями, связанными с трехмерной графикой. У них, как и у программистов имеется 3 градации Junior, Middle, Senior.
Согласно статистике с сайта RussiaTrud.com, средняя заработная плата специалистов из сферы 3D-дизайна, куда входят и 3D-моделлеры, составляет: Middle — от 565$ в среднем час = 26$; Junior — от 370$ в среднем в час = 17$ и Senior — 2010$ в среднем в час = 95$.
Менеджмент
Уровень заработной платы в сфере IT у менеджмента выше среднего. На российском рынке уровень дохода сильно колеблется от 400$ до 2425$. Согласно статистике с сайта RussiaTrud.com, средняя заработная плата специалистов составляет:
- Проджект менеджер и тестировщики — 700$, в среднем час = 33$.
- Sales менеджер — 760$, в среднем час = 36$.
Помимо всего стоит учитывать вариант приложения — для Android и iOS
Дизайн может отличаться от привычного: если он разработан в большей степени по стандартам iOS, то будет неудобен пользователям Android, и наоборот. Разработка и тестирование приложения для Android займут больше времени, потому что смартфоны с такой операционной системой более разнообразны.
Оптимизация
Чем больше экранов в приложении, тем оно дороже – и наоборот. Поэтому если продумать расположение инструментов на минимальном количестве экранов, это удешевит результат.
Также стоит учитывать сроки разработки
Срочная работа обойдется дороже, потому что будут привлечены дополнительные специалисты. Если вы готовы подождать – цена будет обычной.
Обслуживание и постпродакшн
Не забывайте также, что к вашему приложению, возможно потребуется еще и сервер, для его работы, откуда ваши клиенты будут черпать информацию. По простому — место, где расположен сайт, примерно такое же место, нужно будет и для вашего приложения, только гораздо мощнее.
Какой бы ни была окончательная стоимость вашего приложения AR, 20% от этой суммы будет приходиться на обслуживание приложения. Обратите внимание, что плата за обслуживание может варьироваться на 2% в большую или меньшую сторону.
Приложениям нужен хостинг для хранения и сохранения важных данных. Разные типы приложений будут иметь разные требования к хостингу. Мы также помогаем осуществлять эти обновления и поддержку наших приложений в долгосрочной перспективе.
Помимо всего прочего, в цену закладывают амортизацию, стоимость инструментов для работы и выплаты ндс.
Для наглядного примера сделаем разбор какого-нибудь AR-приложения, например, любого кейса конкурентов в следующей 4 серии. Кратко распишем затраченные ресурсы и состав привлекаемой команды разработки AR, а также произведем подсчет часов, потраченных на разработку и среднюю стоимость аналога на российском рынке. Обучайтесь новым технологиям с нами!
Мы даем только практические рекомендации, основанные на личном опыте. Присоединяйтесь, кому интересны VR/AR технологии и их разработка, а также развитие этого рынка в России, с нами познавательно.
***
Материал подготовила:
Кристина Шумская
Глава отдела разработки Black VR
telegram: @foxonarun
+7 (495) 877-46-68 или info@blackvr.org
Мой блог о VR/AR технология