А вот ещё одна, казалось бы, сугубо теоретическая темка. Тем не менее, она имеет огромное практическое значение, ведь явление это встречается сплошь и рядом. Оно как трение в физике: вроде, и "не айс", а приглядишься – без него ничего не работает... И мы в своей работе его тоже используем. А иногда даже и боремся с ним.
Но начну я всё-таки с теории. Каждому, кто более-менее задумывается о феномене #памяти хотя бы в житейском, практическом плане и достаточно наблюдателен, очевидно, что лучше запоминается то, что вызывает какой-то эмоциональный отклик. На бытовом языке – запоминается то, что важно. Забыл – значит, было неинтересно. Это в бóльшей мере касается так называемой кратковременной памяти.
По крайней мере, на её примере заметнее. Долговременная #память поддерживается регулярными обращениями к "записям" в ней – как гласит народное поверье, "флэшку нужно заряжать". Но это другая история, хотя примеров из многим знакомой компьютерной жизни у меня предостаточно.
Думал, что на этом месте дам вам ссылку на материал по этому поводу – ан нет, придётся сотворить его позже... Главное – не забыть!
Но пока отвлечёмся от механизмов памяти, тем более, что гипотез навалом, а общепризнанной теории как бы пока и нет. Смею думать, что и в этой области мои идеи не совсем беспочвенны, но и об этом позже. Вернёмся к очевидным наблюдениям.
Известный психофизиолог (если мне будет позволено так его назвать – тут есть некоторая путаница в определениях, но не это важно) Павел Васильевич Симонов, глядя на то, как отзываются #эмоции и прочие нервные процессы в деятельности мозга, вывел формулу, связывающую силу эмоций с разными факторами, действующими на психику. Он много раз её уточнял и модифицировал применительно к разным ситуациям, но нам наиболее знакома (ибо интересна) самая подробная её версия. Которую, между нами говоря, в таком виде зафиксировал уже не сам ПалВасилич, а Наталия Дмитриевна – по странному стечению обстоятельств, вовсе не простая однофамилица вашего покорного слуги. Формула эта выглядит так:
Здесь, для понимания этой статьи, нам пока даже не нужно подробно разбирать всю формулу. Достаточно видеть, от какого количества внешних и внутренних факторов (а каждая величина ещё и раскладывается на множество компонентов) зависит сила эмоций. Мы привыкли называть эту конструкцию "формулой стресса", потому что, по сути, сила эмоций – это ничто иное, как сила стрессовой реакции. Ведь эмоции суть отражение удовлетворённых (положительные) или не удовлетворённых (отрицательные) #потребностей – это тоже утверждал ещё Павел Васильевич. А стресс – адаптивная реакция организма на условия, создающие ту или иную потребность.
Как ни назови, а в нервной системе всё это реализуется нервными импульсами, то есть, электричеством. И величина ЭДС на мембране нейрона – вольтаж #импульса – совершенно очевидно напрямую связан с силой отклика, той самой буковкой Е в "формуле стресса". Причём ПалВасилич невзначай практически угадал: так совпало, что эмоции (E) и электродвижущая сила (ε) обозначаются почти одинаково, только в разных алфавитах.
И вот тут для понимания происходящего придётся окончательно вернуться к механике всего этого действа. То есть, к микрофизиологии и морфологии нервной системы. Надеюсь, мои читатели помнят хотя бы их основы, которые нам описывали ещё в школьном курсе биологии. Кое-какие подробности я добавлю "сверху" и постараюсь пояснить на примерах.
Представьте себе, что мозг – это огромная "флэшка" с сотней миллиардов ячеек. Аналогия не вполне точная, НО... Чтобы "записать" флэшку, нужно пропустить ток через ячейки. В электронной флэшке ток "прожигает" пути: пробитая, проводящая ячейка – это единица, не проводящая – ноль.
В живом #мозге всё несколько сложнее, там не хранятся нули и единицы, всем рулят не отдельные ячейки, а связи между нейронами. Но эти связи (их называют нервными путями) устанавливаются тоже под воздействием электрических импульсов. Откуда берутся эти импульсы? А из того электричества, которое накапливается на мембране #нейрона под влиянием действующего на него раздражения.
Если сила импульса будет недостаточной – флэшка не запишется. У нейронов тоже есть определённый им природой порог отклика: слишком слабый импульс не преодолеет границу между нейронами, и тогда связь между ними (нервный путь) не установится. Но этот слишком слабый импульс не рассеется теплом, не будет сразу растрачен на отопление Вселенной. ЭДС на мембране, хоть и недостаточная для передачи другому нейрону, сохранится. Но об этом чуть позже.
А вот ежели вольтаж импульса достаточен, чтобы преодолеть синаптическую щель (ремарка для тех, кто знает про синаптическую передачу подробно: я, разумеется, упрощаю), то между нейронами будет установлена связь. И в следующий раз импульс уже "осознанно" пойдёт по этому пути.
А вот тут есть отличие от компьютерной флэшки. Для её записи достаточно импульса, превышающего некий порог и не выжигающего весь кристалл – как ни крути, в ячейке будет единица. А вот в живом мозге всё опять-таки чуточку сложнее.
Чем мощнее импульс, тем быстрее установится связь и тем легче будет проходить сигнал по цепочке из нейронов. По крайней мере, до той поры, пока эта цепочка задействована.
Я так думаю (и мне это кажется очевидным), что это и есть один из главных механизмов памяти. Впрочем, признаюсь честно: про многочисленные исследования и эксперименты в этой области я слышал и читал, но о том, чтобы "нейроучёные" пришли к общепризнанному выводу, мне пока упоминаний не встречалось. Может оказаться, что я тоже "открыл америку через форточку", над чем сам постоянно иронизирую. На всякий случай предупреждаю: я это сам по-честному придумал (©).
"Ты не воруешь. Ты честно пишешь чужое"
Но всё укладывается в стройную систему: ведь вся та теория, которую я тут старался относительно доходчиво изложить, и описывает стрессовое запечатление. Чем сильнее эмоции – тем мощнее нервные импульсы и тем легче они пробивают новые нервные пути. Это может касаться и #запоминания какой угодно информации, и тех действий, к которым приводит стресс. Чем сильнее #стресс – тем прочнее закрепляется поведение, позволившее его преодолеть.
Примечание: даже если #поведение в результате стрессовой реакции оказалось "неправильным", оно всё равно закрепится по тому же механизму. Так рождаются неврозы.
Зато, если решение окажется верным – оно запомнится достаточно прочно. И в следующий раз уже не придётся тратить время и силы на поиск подходящего варианта. Таков биологический смысл стрессового запечатления.
Короче говоря, в нашей работе всё взаимосвязано. И когда мы говорим, что адаптация – одновременно наша цель и рабочий инструмент, то подразумеваем, что управляемый стресс (лёгкий, "тренирующий" эустресс) не только породит нужное или хотя бы приемлемое поведение, но и вызовет к жизни процесс стрессового запечатления. Тем самым, мы напрочь избавляемся от необходимости выдумывать всевозможные искусственные стимулы вроде печеньица из печёночки или маниакальной привязанности к игрушке. Запомнить то, что нам нужно, помогают эмоции, связанные с удовлетворением естественной потребности зверя.
P.S. Да, а про "запасённое" в нейронах электричество я так и не сказал. Хотя это тоже темка для отдельного рассуждения, но, раз обещал – поясню коротенечко. Если импульс недостаточен для прохождения по цепочке нейронов, то его может "догнать" следующий, а то и не один. И когда они вместе превысят порог чувствительности, синапс "откроется" и сигнал пойдёт дальше. Так работает механизм, который в #нейрофизиологии называется суммацией (от слова сумма). И этим отчасти объясняется известная максима про "повторение – мать учения". Но это, как раз, больше относится к долговременной памяти.