Найти тему
clastat

ФАРФОРОВЫЕ БЛИЗНЕЦЫ

Продолжу тему "Балерины разных стран, соединяйтесь!" Только давайте их ещё и сравним. Танцем и балетом восхищались не только скульпторы, а и поэты. Вообще про это лучше всего написала Анна Ахматова:

"Как песню слагаешь ты лёгкий танец - О славе он нам сказал, -

На бледных щеках розовеет румянец, Темней и темней глаза.

И с каждой минутой всё больше пленных, Забывших своё бытиё,

И клонится снова в звуках блаженных Гибкое тело твоё".

Именно эти строки мне вспоминаются, когда смотрю на фарфоровую статуэтку ЛЗФИ "Балерина Г. Уланова в балете "Лебединое озеро", 1960-е годы, автор: В.И. Сычёв.

Но речь сейчас пойдёт не об этой замечательной фигурке, а о её фарфором близнеце. Неисповедимы пути вдохновения! Удивительно, но балерины именно в этой позе почему-то чаще всего вдохновляли скульпторов. Вот современная статуэтка "Балерина", Кисловодский фарфор", 1990-2000-е годы.

И, ура! Поза та же. Ну, с этим фарфором, в принципе, всё понятно. Расскажу вкратце о нём. Кисловодский фарфор начал свою историю с середины 1930-х годов. Мастера-кустари приехали в богатый курортный город Кисловодск, чтобы, естественно, подзаработать на отдыхающих. Потом они объединились в артель. Сначала делали кружки-питейники для минеральной воды. Изготавливают их в огромных количествах и сейчас.

В середине 1970-х годов появились первые изделия, украшенные ручной лепкой. У меня нашлась только вазочка тех времён с отбитым лепестком.

В 1990-е годы Кисловодский фарфор выжил исключительно потому, что ему присвоили статус "Народные художественные промыслы", что давало некоторые преимущества. А в 2009-м году Кисловодский фарфор получил звание лауреата конкурса "100 лучших товаров России". И у него есть свои покупатели и ценители. То есть Кисловодский фарфор нашёл своё место в фарфоровой промышленности и на рынке. Вот фотографии весны 2021-го года из магазина "Кисловодский фарфор" в Горячем ключе.

На мой взгляд, статуэтки довольно статичны - видимо, не всякий скульптор может передать движение. Поэтому приходится копировать старые советские модели один в один. "Один в один" - тоже надо признать преувеличением. Если присмотреться, и руки - не те, и ушко - не то, и складочки на юбочке, и даже спинка - не так изящна. Но и цены ведь вполне демократичные! А сам фарфор, кстати, хороший: белый; звонкий; блестит, как зеркало; тонок, как бумага; статуэтки лёгкие. И переливчатый умеренный люстр здорово украшает.

Не обходили вниманием данную позу и другие заводы СССР. Вот атлетически сложенная, но очаровательная "Балерина" Полонского ЗХК, Украина, марка 1956-72-х годов.

И в зарубежном фарфоре такие сидящие балерины есть. "Балерина-Лебедь", Германия "Wallendorf", 1960-е годы.

А недавно в интернете я встретила итальянскую красавицу - "Балерину", 1970-80-х годов, "Каподимонте" (?). Ну, не прелесть ли? "И клонится снова в звуках блаженных гибкое тело твоё"!

Не думаю, что кто-то у кого-то копировал. Ну, кроме Кисловодского фарфора, конечно: тут копия очевидна. Я не большой знаток балета; но, вероятно, в "Лебедином озере" есть такая поза у балерин. И каждый скульптор интерпретирует её по-своему. А если статуэтки собрать вместе, получается довольно интересно. Не правда ли?