Мотоциклы Иж берут начало своей истории в
далёких 30х годах прошлого века. В 19281929
годах были разработаны чертежи и опытные
образцы первых моделей мотоциклов: Иж1,
Иж2, Иж3, Иж4 и Иж5.
Все пять мотоциклов участвовали во 2м Всесоюзном мотопробеге, проходившем в период с сентября по октябрь в 1929 году. Удивителен тот факт, что в своём первом пробеге мотоциклы иж без труда преодолели планку в 3000 километров.
Начало серийного производства мотоциклов Иж
Ключевым моментом в истории мотоциклов ижевского завода стало решение экспертов из Президиума ВСНХ СССР о том, что крупный отечественный мотоциклетный завод следует построить именно в Ижевске. В городе для этого были все необходимые мощности и
специалисты, имеющие высокую квалификацию.Спустя некоторое время, на основе оружейной фабрики на улице Базарной началось создание Опытного мотоциклетного завода. К началу мая 1933 года, на построенном заводе было произведено 4 мотоцикла НАТИА750, разработанный всё тем же Можаровым. В тоже время велась работа над продолжением линейки мотоциклов иж, первым шагом к
которому стал мотоцикл Иж7, основанный на документах и чертежах, привезённых из Ленинграда. Это были практически копии модели Л300, с 2х тактным 1о цилиндровым двигателем, трёхступенчатой коробкой передач, цепной передачей и уже привычная
штампованная рама. В конечном итоге Иж7 оказался одной из самых удачных моделей разработанных за период старта завода и был избран флагманом, предназначенным для серийного производства. В 1934 году, мотоциклетный завод набрал обороты и выпустил уже 111 мотоциклов.
Четыре года подряд, вплоть до 1938 года, мотоцикл Иж7 был фаворитом. Однако на смену пришла новая модель в лице Иж8. Улучшили систему зажигания и устройство электропроводки, улучшили также и технические характеристики 300 кубового двигателя, за
счёт чего выросла его мощность до 8и л.с. Через два года, в 1940м году началось производство модели Иж9, мощность двигателя которого составляла уже 9 л.с. В том же
году из Ленинграда пришли документы и чертежи мотоцикла Л8, который оснащался уже 4х тактным двигателем с рабочим объемом в 348 кубиков и мощностью в 13, 5 лошадиных сил. Мотоциклы иж получили новое дыхание и для разработки новой модели решили
использовать ходовую от модели Иж9. Получившийся в результате мотоцикл получил название Иж12, производство которого должно было начаться летом в 1941 году. Однако развернувшаяся война остановила дальнейшее развитие мотоциклетной промышленности.
Послевоенный период в истории мотоциклов Иж
В 1946 году завод восстанавливает работу и свои мощности, получив немецкие чертежи,
технологии и оборудование, вывезенные из Германии после её поражения. Начинается
работа по производству новой модели Иж350, основанной на немецкой модели мотоцикла
DKW350. После адаптации под советские электроприборы и оборудование, мотоцикл
получился современным и в то же время достаточно простым для того времени. Мотоцикл
начали собирать на оружейном заводе.
С 40х по 60е года, советские конструкторы сделали ощутимый скачок в создании
спортивных мотоциклов. Даже несмотря на то, что они основывались на полностью
дорожных и заводских моделях, результаты восхищали. Так, в 1948 году был разработан и
произведён мотоцикл Иж350С, который получил вилку телескоп, в отличие от уже
устаревшей параллелограмной вилки. Улучшились так же подвеска и технические характеристики двигателя, что дало прирост мощности, которая увеличилась и дошла до 14 лошадиных сил. Пятидесятые года были богаты на новшества в разработках, так были разработаны модели Иж49, Иж50, Иж54 и Иж55. Росла и мощность мотоциклов иж, вплоть до 18 лошадиных сил. В 1962 году начинается производство мотоцикла иж планета, который был максимально унифицирован с моделью ИжЮпитер. Нововведения в использовании материалов и
конструкции деталей поршневой группы, при помощи контактномасляного воздухоочистителя, увеличили срок работы цилиндра и деталей поршневой группы более чем в полтора раза. В течение 70х годов, были разработаны мотоциклы Иж Планета2, Иж Юпитер2, Иж Планета3, Иж Юпитер3, Иж Юпитер3К и Иж Планета Спорт. Самым ярким
достижением конструкторов стал мотоцикл Иж Юпитер3, мощность которого в сравнении с его предшественниками возросла практически на 40%. Модели Иж Планета3, Иж Юпитер3
получили государственный знак качества СССР и в 1975 году их выпускали уже по 250 тысяч мотоциклов в год.
В течение следующих двадцати пяти лет, мотоциклетный Ижевский завод наращивал мощности, улучшая уже существующие модели и разрабатывая новые. В 2000 году в
заводском исполнении появился первый мотоцикл иж в стиле чоппер. Это был Иж 6.11305 Юнкер. Позже, в 2008 году, из-за больших экономических трудностей предприятие ИЖМото было законсервировано, большая часть мощностей завода была распродана в помощь по уплате задолженностей перед кредиторами.
P.S. В 2009 году, а именно в сентябре у ИЖ Мото была крупная дата. Ровно 80 лет с момента
выпуска первого мотоцикла Иж1.