Найти в Дзене
Время Романовых

Скульптурная группа «Зодчие» в Петербурге. Как среди них оказался шотландский химик?

О красотах Санкт-Петербурга можно говорить вечно! Архитектура удивительна и восхитительна в любое время дня и года. И прекрасно эту картину дополняют рукотворные произведения: здания, мосты, скульптуры и прочее. Обойти все из них - занятие точно не одной недели. Конечно, можно петь дифирамбы правителям, под руководством которых город создавался, или модным течениям, которые влияли на ту или иную эпоху. Но все это не смогло бы получиться, не попади проект в руки грамотному архитектору. Таких в имперской столице, к счастью, было достаточно. И самое приятное, что и они смогли сохраниться в памяти города не только через созданные им здания, но и как отдельные персоны, к которым можно подойти и даже потрогать. Сегодня поговорим об одной из известных скульптурных групп Петербурга - «Зодчих». Чем же она интересна?

Установлена эта скульптура была в 2011 году в Александровском парке. Автором ее является Александр Таратынов. Изображены здесь 8 знаковых для города архитекторов: Доменико Трезини (Петропавловский собор), Карл Росси (Михайловский дворец, Главный штаб), Огюст Монферран (Исаакиевский собор, Александровская колонна), Жан-Франсуа Тома де Томон (Большой театр, Стрелка Васильевского острова), Бартоломео Растрелли (Зимний дворец, Аничков дворец, Смольный собор), Андрей Воронихин (Казанский собор), Василий Баженов (дворец в Царицыно, дом Пашкова), Андреян Захаров (Адмиралтейство). В скобках указаны, конечно же, не все работы великих мастеров, но самые знаменитые, по которым можно судить о стиле и популярности их авторов.

Архитекторы, представленные в композиции, жили в разное время, творили самостоятельно, но по замыслу Таратынова они объединены за общим столом, на котором расстелена карта города, где они сообща работают над ставшим уникальным образом Санкт-Петербурга. Идея очень красивая. Правда, смотрят они все в разные стороны и будто бы даже не общаются друг с другом. Немного странное ощущение создается, когда понимаешь, что ни один из архитекторов не смотрит друг на друга, их взгляды направлены куда-то в пустоту. Объединяет их только местоположение, во всем остальном каждый живёт своей отдельной жизнью.

Один из стульев у стола пуст, подразумевая, что для новых творцов существуют вакантные места. Так как скульптурная композиция не отделена от посетителей, то любой человек может присесть на данный стул, так что фото посетителей со скульпторами вы найдете предостаточно на просторах интернета.

-2

Трое из восьми архитекторов (Воронихин, Баженов и Растрелли) стоят, в то время, как остальные пять сидят в разных позах. У Воронихина и Растрелли в руках находятся свитки. В правой руке у Трезини изначально находился циркуль, но данная деталь не соответствовала антивандальным требованиям и сейчас ее убрали. Получилось, что рука мастера находится в неловком приподнятом положении.

Фигура Тома де Томона — единственная из восьми, кто сидит напротив остальных участников композиции. Остальные, включая Растрелли, стоящего вполоборота, обращены в одну сторону.

Летом 2018 года во многих СМИ прошла новость, где сообщалось о том, что внимательные посетители обнаружили, что один из восьми архитекторов — на самом деле не архитектор, а известный химик. Дело оказалось в том, что к сегодняшнему дню не сохранилось изображений архитектора Тома де Томона, а когда Таратынов искал их в Интернете, то нашёл изображения другого известного человека, чьё имя было созвучно имени архитектора. Этим человеком оказался шотландский химик 19-го века Томас Томсон. Таратынов заявил, что готов исправить свою ошибку, если найдет оригинальное изображение архитектора. А пока все остаётся так, как есть. Петербург создают 7 архитекторов и один химик. Есть в этом что-то двусмысленное...

-3

Но на этом любопытные факты не заканчиваются. Василий Баженов является известным московским зодчим, и его присутствие в группе знаковых для Санкт-Петербурга архитекторов довольно неожиданно. Так откуда же он здесь взялся? Достоверно известно только, что на ранних этапах он был всего лишь причастен к созданию проекта Михайловского замка, который впоследствии был значительно переработан.

С момента создания композиции у нее начали появляться свои легенды. Так, считается, что тот, кто планирует какое-либо строительство, должен посидеть на пустом стуле, чтобы иметь успех.