Найти тему
Историк на диване

Спаси нас, Господи, от ярости норманнов. Девять городов, павших под ударами викингов

Оглавление

Уже с самого начала VIII века слово "викинг" стало синонимом ужаса, разрушения, убийства, грабежа и насилия. Суровые северные воины не щадили никого: ни гордых франков - наследников Карла Великого, ни английских королей (кстати, саксонское население Британии было в прямом родстве со скандинавами, но тех это не смущало), ни жителей христианской и мусульманской частей Испании, ни земель, которым еще только предстояло стать русской вотчиной. По всем церквям франкских королевств - а их после смерти Карла Великого образовалось сразу три - священники молились у алтарей: A furore Normannorum libera nos, Domine. То есть: "Спаси нас, Господи, от ярости норманнов!". Но молитвы против суровых язычников помогали не очень. В отличие от острых клинков, прочных кольчуг и воинской отваги. Немало древних, богатых и могучих городов пали под ударами викингов и были преданы огню и грабежу. Сегодня мы расскажем о некоторых из них. А также о том, что писали по этому поводу средневековые (и не только) хронисты.

Картина современного художника Клаудио Прати. Так он изобразил нападение викингов на монастырь
Картина современного художника Клаудио Прати. Так он изобразил нападение викингов на монастырь

1. Дерри. Отрезанные носы

820 год.
Один из древнейших городов Ирландии, Дерри, и практически весь Ольстер (историческая провинция на севере "зеленого острова") был лакомой целью для викингов. Собственно, географическое положение предрешило судьбу всего региона: его захлестнул настоящий "стальной прилив"с Севера. Норманны надолго обосновались в Ирландии и даже основали там свое королевство (собственно, нынешняя столица - Дублин - и была построена викингами). Именно отсюда немало воинов отправилось потом в разрушительные походы на богатые английские земли. И только в XI веке ирландцам под предводительством легендарного короля Бриана Бору удалось разбить викингов и вернуть себе контроль над страной. Помимо традиционных грабежей и убийств, викинги творили над коренными жителями острова жестокие зверства. Вот что пишет об том шведский историк и писатель XIX века Андерс Стриннгольд:

Ирландцы находились под суровым игом. Конечно, произвол победоносного народа давал себя чувствовать во многих случаях, однако великие жестокости, может быть, навязаны скандинавам по недоразумению или чтобы показать все ненавистные черты чуждого правительства. Так, например, относительно налога в унцию золота, выплачиваемого с каждой головы, рассказывают, что если кто не мог или не хотел платить его, тому отрезали нос, почему эта подать и получила название Airgiod Srone, поносовой.

Оставшийся неизвестным ирландский монах, автор "Анналов Ольстера" так описал нашествие викингов в 820 году:

Море извергло на Эрин (Ирландию, - "историк на диване") поток чужеземцев. Не осталось ни одного залива, ни одной пристани, ни единого укрепления, укрытия, бурга, которые не были бы наводнены викингами и пиратами.
Картина из датской детской книги о "последнем викинге", Харальде III Хардраде. Издана в Дании издательством Gyldendal
Картина из датской детской книги о "последнем викинге", Харальде III Хардраде. Издана в Дании издательством Gyldendal

2. Руан. Храмы в огне

14 мая 841 года

Участь крупных городов, расположенных неподалеку от атлантического побережья, была практически предрешена. Одной из первых "добыч" норманнских волков на французской земле стал Руан. Набег на город и окружающие его земли возглавил викингский вождь Оскар. Как гласят приписываемые святому Пруденцию Труасскому "Бертинские анналы":

Викинги были столь опьянены грабежами, добытыми пленниками и убийством людей обоего пола, что не оставили в нем ничего, кроме домов, за которые был дан выкуп.

Еще более безрадостную картину рисует, описывая результаты норманнского нашествия в своей книге "Походы викингов", ссылаясь на древние французские хроники, историк и писатель Андерс Стриннольд:

Стены разоренных городов, церквей и монастырей поросли кустарником. Одни из жителей ушли к востоку для поселения в дальних странах, другие готовы были лучше переносить все опасности, нежели покинуть отцовское наследие, но зато лишились всего имущества; некоторые, расторгнув связи, пристали к этим чужеземцам и, чтобы получить их доверие, поступали еще свирепее самих врагов и оскверняли руки кровью друзей и родных. На морских берегах совершенное запустение, потому что жители бросились в укрепленные города, да и во всей стране едва встречается какое-нибудь человеческое существо. Та же картина на севере и на юге, даже и внутри государства. Земля не приносила владельцам никаких доходов, виноградники и сады разорены; работники прогнаны; на больших дорогах не попадалось ни купцов, ни путешественников; могильная тишина поселилась на необработанных полях; терновник и крапива покрывали плодородную почву.
Нападение викингов. Картина художника Андерса Кваале Руэ
Нападение викингов. Картина художника Андерса Кваале Руэ

3. Лондон. Великая резня

842 год.

Лондону вообще не везло - викинги брали и сжигали его несколько раз. Кстати, в те годы древний, основанный еще римлянами город, не был не только столицей Англии, но даже столицей королевства Уэссекс, на территории которого находился. Однако являлся важным (и довольно богатым) торговым центром. В истории большое нашествие викингов и разграбление Лондона осталось под названием "Большая резня". Думаю, учитывая дикий нрав северных варваров, комментарии здесь излишни. Кстати, Англосаксонская хроника - главный источник данных о раннесредневековой Британии - довольно лаконично рассказывает о тех событиях:

Тогда много людей погибло в Лондоне, Квентовике и Рочестере

Несколько более многословен шведский писатель и историк Андерс Стриннгольд в своей книге "Походы викингов":

Викинги вошли на сушу, взяли Кентербери и Лондон (еще прежде, в 839 году, но по другим известиям, в 842 году, взяли они Лондон, Честер и Кентербери), обогатились там значительной добычей, потом разбили Беортвульфа, короля Мерсии, затем направили путь к югу, переехали Темзу и вступили в Сурган.

Так могло выглядеть нападение викингов на Лондон. Современный рисунок
Так могло выглядеть нападение викингов на Лондон. Современный рисунок

4. Нант. Бойня у алтаря

24 июня 842 года.

Франкские королевства были лакомой добычей для северных варваров. Еще Карл Великий предупреждал своих потомков, что норманны принесут королевству немало бед. Однако, его предупреждение так и не было услышано. Занятые дрязгами между собой, наследники франкской империи проспали угрозу с Севера. А некоторые, даже когда кровь французов полилась реками, все равно пытались использовать викингов в своих политических интересах. Так, граф Ламберт, не получивший от короля Карла Лысого расположенный в устье Луары богатый город Нант, решил: не доставайся же ты никому. Он сам обратился к легендарным вождям викингов Хастингу и его воспитаннику Бьерну Ернсиде (то есть Железнобокому - сыну знаменитого вождя викингов Рагнара Лодброка). И сам провел армию норманнов к городу, который спустя несколько часов стал братской могилой для большинства его жителей.

Вот что о тех кровавых событиях писал шведский историк Андерс Стриннгольд в своей книге "Походы викингов":

Между тем как жители воображали себя в безопасности, викинги с флотом пристали к городу, взобрались по штурмовым лестницам на стены, разломали запертые засовами ворота и вломились в город. Тогда не было пощады никому, кто ни попадался. Женщины и дети, военные люди, духовенство, миряне — все без исключения были изрублены или взяты в плен. Множество священников, все монахи и большая толпа зрителей убежали в соборную церковь св. Петра. Викинги выломали церковные двери, убили епископа Гвигарда при алтаре св. Ферреола, а толпе других причинили жестокое кровопролитие и потом подожгли церковь.
Иллюстрация из исторического журнала оксфордского издательства "Osprey Publishing". Художник изобразил разграбление монастыря святого Катберта - одной из колыбелей английского христианства.
Иллюстрация из исторического журнала оксфордского издательства "Osprey Publishing". Художник изобразил разграбление монастыря святого Катберта - одной из колыбелей английского христианства.

5. Лиссабон. Встреча народов-завоевателей

20 августа 844 года.

Естественно, взоры охочих до золота и серебра викингов не могли не обратиться на юг, где всего этого было предостаточно. Большая "экспедиция" прибыла на земли мусульманской Испании (Кордовский эмират) летом 844 года. Получив изрядную трепку в королевстве Астурия (христианское государство на Пиренейском полуострове), викинги приплыли к Лиссабону. Первая встреча двух народов-завоевателей закончилась не в пользу мусульман. Несмотря на отчаянное сопротивление местных жителей и войск наместника, датские или норвежские (историки до сих пор спорят, кто же участвовал в набеге) секиры оказались сильнее арабских изогнутых клинков. Город пал. Так описывает это кандидат исторических наук Дмитрий Мишин в свей статье "Викинги в мусульманской Испании":

Несмотря на понесённые в Астурии потери, флот викингов был велик и насчитывал в общей сложности 108 кораблей и судов разной величины. Мусульманская Испания в то время военного флота практически не имела, и такое множество кораблей произвело на андалусцев неизгладимое впечатление. "Как будто сонм чёрных птиц заполонил море", - писал впоследствии один средневековый мусульманский автор, точно передавая настроения, владевшие жителями Лиссабона в ту минуту. Оправившись от первого шока, андалусцы оказали норманнам упорное сопротивление. Наместник Лиссабона Вахбуллах Ибн Хазм немедленно послал правителю мусульманской Испании - эмиру Абд ар-Рахману II (822-852) - гонца с известием о вторжении норманнов, а сам организовал оборону города. Только после трёх сражений викингам удалось овладеть Лиссабоном. Неделю или две они оставались в городе, грабя, убивая и бесчинствуя.
Картина современного художника Джонни Шумэйта. Так он изобразил атаку воинов-викингов
Картина современного художника Джонни Шумэйта. Так он изобразил атаку воинов-викингов

6. Севилья. Поганые ар-Рус

844 год

После Лиссабона осенью 844 года настал черед Севильи. Войско наместника было разбито, поэтому норманны не встретили сопротивления. Это, однако, не помешало им сжечь город почти дотла и устроить кровавую резню. Вот как описал те драматические события кандидат исторических наук Дмитрий Мишин в статье "Викинги в мусульманской Испании":

Не встречая на своём пути никакого сопротивления, норманны вошли в Севилью. На первых порах викинги, видимо, чувствовали себя в городе не совсем уверенно: проведя там ночь, они на следующий день вернулись на корабли. Затем, однако, норманны - видимо, убедившись, что никакого сопротивления им оказано не будет, - вновь вошли в Севилью. Целую неделю они властвовали над городом, убивая, грабя и обращая в рабство местных жителей, не успевших спастись бегством. Творимые ими бесчинства были столь ужасны, что известия о них разлетелись далеко за пределы мусульманской Испании. Даже христианские хронисты севера Испании, обычно мало интересовавшиеся событиями в Андалусии, не преминули отметить, что норманны "ворвались в Севилью и, захватывая в ней добычу, истребили огнём и мечом многих халдеев", т. е. мусульман.

Именно после этого в отстроенном заново городе появилась "мечеть Мученков". Поскольку викинги согнали оставшихся в живых горожан в старую мечеть и сожгли заживо. Месть не заставила себя долго ждать - из земель Кордовского эмирата ушли живыми немногие "северные гости", оставившие о себе недобрую память. Арабский историк ал-Якуби писал:

На запад от города, называемого Ал-Газира, (лежит) город, называемый Исбилия (Севилья), на большой реке, которая есть река Кордовы (река Гвадалквивир). В тот город вошли в 229 году поганые ал-Маджус (то есть язычники-огнепоклонники, - "Историк на диване"), называемые ар-Рус, захватили пленных, грабили, жгли и убивали.
Таким сурового викинга изобразил современный художник. На его голове - шведский шлем одного из Вендельских курганов. В руках- богато украшенная секира, напоминающая знаменитый топор из Маммена (Дания)
Таким сурового викинга изобразил современный художник. На его голове - шведский шлем одного из Вендельских курганов. В руках- богато украшенная секира, напоминающая знаменитый топор из Маммена (Дания)

7. Париж. Ярость норманнов

28 марта 845 года

Не раз будущей столице Франции (а в те годы - столице Королевства западных франков) пришлось пострадать от нападений норманнов. Но первым богатейший город взял легендарный вождь викингов Рагнар Лодброк. Причем ему удалось сделать это без боя. Узнав о том, что "великая языческая армия" рвется в сердце страны, король Карл II Лысый выдвинулся с войском навстречу викингам. Однако сражения не получилось. Перед несостоявшейся битвой язычники решили совершить жертвоприношения богу войны Одину. И повесили прямо на виду у франков 111 пленников. По другой версии - их повесили на деревьях, а затем пробили копьями (согласно скандинавской мифологии, бог Один, расплачиваясь за полученную мудрость, несколько дней провисел, прикованный к Иггдрасилю - мировому древу, а бьющее без промаха копье Гунгнир было его священным оружием). После такой "акции устрашения" войска франков бежали. Причем они даже оставили Париж на растерзание "северным волкам". Это была самая страшная Пасха для парижан за всю историю города. Ограбив Париж, Рагнар потребовал от Карла семь тысяч фунтов серебра (то есть больше трех тонн!!!), чтобы не сжигать столицу западных франков и никогда больше не пытаться овладеть ей. Получив деньги, он отправился восвояси. Правда, часть исторических источников говорят о другой причине сговорчивости кровожадного викинга: в его войске началась эпидемия дизентерии и он просто не мог продолжать полноценную войну.

Как писал монах Пасхалий Родберт из древнего Корвейского монастыря (сейчас находится на территории Германии, - "Историк на диване"):

Кто бы подумал, кто бы вообразил видимое ныне нашими глазами, предмет наших вздохов и слез. Орда морских разбойников проникла до Парижа и сожгла церкви и монастыри на берегах Сены! Кто бы представил себе, что простые разбойники отважатся на такое предприятие и что, увы, такое славное и сильное, великое и населенное королевство постигнет участь позора и унижения от грабительства этих варваров? За несколько лет до этого не ожидали увидеть, что они награбят такое множество сокровищ в наших областях, опустошат их, а жителей уведут в рабство, даже и не предчувствовали, что они осмелятся ступить ногой внутрь королевства!
Так современный художник изобразил легендарного героя эпохи викингов Рагнара Лодброка.
Так современный художник изобразил легендарного героя эпохи викингов Рагнара Лодброка.

8. Гамбург. Бегство епископа

845 год.

Гамбург (тогда это был крупный торговый город Восточно-франкского королевства), как и большинство окрестных земель, не смог сопротивляться стальной волне с Севера. Понятно, что хроники склонны преувеличивать. Но даже если армия викингов насчитывала не 35 тысяч людей на 600 кораблях, то их сил оказалось достаточно поставить на колени все фризское побережье. Известно, что Гамбург был уничтожен полностью. И даже местный епископ Ансагрий после вторжения норманнов перенес свою резиденцию в Бремен. Андерс Стриннгольд подчеркивает в своей книге "Походы викингов":

Один духовный, Бенедикт де Сен-Мор, оплакивает в своих стихах унижение и злосчастную участь франков, «принужденных преклонить головы под иго ужаснейшего народа в мире»; ему кажется, что «потомство сочтет невероятным позор и унижение, покрывшие такой могущественный народ».
Викинги разоряют фризское побережье. Картина современного художника
Викинги разоряют фризское побережье. Картина современного художника

9. Йорк. Кровавая месть сыновей Лодброка

1 ноября 866 года

Древний английский город Эофорвик (Йорк), основанный еще римлянами, пал под ударами датских викингов всего за несколько дней. Большая часть его жителей погибла, многие были проданы в рабство. Однако сжигать город норманны не стали - им нужна была собственная база на территории Британии. Так столица королевства Нортумбрия (тогда Британия была разделена на 7 королевств), чье название скандинавы переиначили в Йорвик, почти на век стала центром и опорной базой норманнов. Собственно, этот мощный набег стал местью сыновей полулегендарного героя викингов Рагнара Лодброка (который стал главным героем первых сезонов знаменитого сериала "Викинги") за казнь отца. Всего через год после взятия Йорка жестокой казни "кровавый орел" был подвергнут сам король Элла. А бывшая столица Нортумбрии стала административным центром Области датского права (или Денло), разрубившего Британские королевства пополам. Вот что об этом записано в Англосаксонской хронике:

Тогда пришло разбойничье войско из Восточной Англии через устье Хамбера в Нортумбрию к Йорку. Тогда была большая смута среди нортумбрийцев. Они изгнали своего короля Осбрюхта и признали королем без рода и права Эллу. Позже в тот год они собрались сражаться с данами, созвали большое ополчение, окружили данов в Йорке и попытались взять эту крепость. Некоторые прорвались внутрь, но очень много нортумбрийцев было убито, и снаружи, и внутри. Оба короля погибли, а те, кто остался в живых, заключили мир с разбойничьим войском.
Кадр из сериала "Викинги". 5 сезон. Воины "великой языческой армии" берут штурмом Йорк
Кадр из сериала "Викинги". 5 сезон. Воины "великой языческой армии" берут штурмом Йорк

Автор: Алексей Зернаков

Иллюстрации: Алексей Зернаков