Летом 1915 года в Лондоне была создана Мобильная бригада ПВО (Royal Naval Anti-Aircraft Mobile Brigade) на вооружении которой стояло несколько разных зенитных систем, больше всего в составе бригады было корабельных зенитных орудий QF 3-pounder Vickers смонтированных в кузовах Lancia 1Z.
QF 3-pounder Vickers/3-х фунтовая скорострельная пушка на автомобиле Лянча 1Z.
Страна: Великобритания
Производитель: Флотские мастерские/Vickers
Год выпуска: 1915
Кол-во: 8
Вооружение: QF 3-pounder Vickers Mark II
Экипаж: 6
Шасси: Lancia 1Z (Lancia & C. Fabbrica Automobili)
Двигатель: Lancia tipo 61, 4,490 ccм, 35 hp
Во второй половине 1915-года, когда угроза германских бомбардировок стала реальностью, цеппелины почти безнаказанно сбрасывали свой груз на жилые кварталы города, адмирал Скотт (Admiral Sir Percy Scott), который отвечал за оборону Лондона, поручил коммандеру резервистов Альфреду Роулинсону (Commander Alfred Rawlinson), который принимал участие в работах по созданию ПВО Парижа, создать мобильные силы ПВО Лондона. Первое, что сделал Равлинсон это приобрел у французов четыре зенитки на шасси Де-Дион Бутон, бывшие главным средством ПВО во Франции. В дополнение к французским машинам на шасси Lancia 1Z было смонтировано восемь корабельных 3-фунтовых пушек. Скорострельная 3-фунтовая пушка (QF 3-pounder 5-cwt Vickers Mark II) была первым специальным британским орудием для стрельбы с высокими углами наклона имела в своем названии определения High Velocity Quick Firing High Angle - С высокой скоростью снаряда скорострельная и углом наклона от горизонтали большим 50-ти градусов - то есть просто зенитной пушкой. Орудие было разработано компанией Виккерс как замена неплохо себя зарекомендовавшей 47-м скорострельной пушки Гочкисса, которая стояла на вооружении всех флотов мира. Но уже к началу 20-го века она устарела и фирма Виккерс создала 45-калиберное 47-мм орудие с лучшими характеристиками, чем у Госкисс, но с возможностью использования 3-х фунтовых снарядов от старых пушек, которых было произведено очень много. На флоте пушки QF 3-pounder Vickers начали использоваться в 1905-м году и к началу Первой мировой были хорошо изучены и освоены.
В 1905 году началось серийное производство и до окончания выпуска этих пушек в 1936-м году было изготовлено около 60. Досягаемость по высоте составляла 4600 метров при скорости снаряда 785 м/с и скорострельности до 20 выстрелом в минуту. Для 47-мм орудия параметры были очень хорошими. А масса около тонны позволяла установить орудие на легкий грузовик. С началом Первой мировой войны для покрытия нехватки в легких и средних грузовиках Великобритания в массовых количествах закупала в Италии полуторки FIAT-15ter и чуть более крупные с грузоподъемностью 2,2 тонны грузовики Lancia 1Z. Эти грузовые машины создавались специально для использования в армии и были простыми и надежными. Для установки 3-фунтовых пушек флотом было приобретено 8 Lancia 1Z, которые хорошо уже себя зарекомендовали на службе в Royal Naval Volunteer Reserve (RNVR)
Имея в качестве примера французскую зенитку на шасси ДеДион первое моторное орудие было сделано близким по конструкции к Autocanon de 75 mm mle 1913 De Dion Bouton. 3-х фунтовая пушка была установлена прямо на площадку на раме Лянчи с вертикальной осью практически находящейся в одной плоскости с задней осью машины. На фотографии с Великим Князем Михаилом Михайловичем хорошо видна одна из установок без бортов боевой площадки. Скорее всего это был первый вариант установки пушки на низком шасси, для стабилизации использовались откидные механические упоры по углам задней части рамы.
Великий князь Михаил Михайлович Романов принял активное участие в развитии ПВО Лондона, видимо для того, что бы обеспечить себе наибольшую безопасность он предложил свое лондонское имение - Кенвуд-хаус для размещения мобильной бригады коммандера Роулинсона (Royal Naval Anti-Aircraft Mobile Brigade). В оборудованных казармах и на территории имении проводись интенсивные учения. При практических учениях в декабре 1915 года при поступления сигнала тревоги в 18:17, уже в 18:25 шесть машин были готовы к выезду. В течении от 30 минут до часов 5 машин добрались до своих позиций и были подготовлены к стрельбе. Последняя машина, чья позиция была в Higham Hill добиралась до позиции 2 часа, но ехала она практически через весь Лондон.
В состав Мобильной бригады ПВО входили 4 французские пушки - Autocanon de 75 mm mle 1913 De Dion Bouton, 8 пушек 3-pounder High Velocity Quick Firing High Angle Vickers Guns на шасси Лянча и две тяжелые пушки 3-inch 20 cwt - одна на двухосном прицепе, вторая на шасси 4-х тонного грузовика. Для обеспечения стрельбы в ночных условиях, а германские дирижабли в основном бомбили ночью бригада была оснащена 4 автомобильными прожекторами на шасси грузовиков с электротрансмиссией Tilling-Stevens. Использование для прожекторных установок машин с электротрансмиссией позволяло создавать установку просто монтажом в кузове машины самого прожектора, электропитание обеспечивалось стандартным силовым генератором автомобиля.
Общая идея моторного зенитного орудия конечно очень проста. Это установить на грузовик пушку. Но участники войны подходили к этому вопрос по разному: в Германии считали, что нужно создать универсальное полноприводное шасси для разных надстроек, одной из которых могло быть зенитное орудие, французы минимизировали размеры, российские военные предпочли зенитные комплексы из боевых машин и машин сопровождения, многие бронировали свое моторные орудия. Британцы подошли к этому вопросу наиболее просто - моторное орудие по-британски - это просто орудие установленное на подходящий по грузоподъемности грузовик. Это позволяло увеличить выпуск моторных орудий вне зависимости от наличия сециального шасси. Таким было и первое моторное зенитное орудие для мобильного отряда флотских резервистов. Если первая зенитная машина с 3-х фунтовой пушкой представляла собой близкую к французским Де-Дионам систему, то семь оставшихся были построены с минимальными переделками базовых исполнений. Благо отдача у трехфунтовок оказалась слабой и их можно было применять прямо с грузовиков без дополнительных опор. Борта грузовой платформы откидывались для ее увеличения, небольшие опоры по краям бортов упирались в землю и давали возможность боевой работы экипаэу.
Когда в феврале 1916 года обеспечение ПВО метрополии было передано армии, стационарные зенитки начали обслуживать под ведение лондонского гарнизона, мобильная бригада так же стала подчиняться в оперативных вопросах армии, но артиллерийские расчеты моторных орудий продолжали комплектоваться моряками из RNVR, хотя водители и техники грузовиков уже были армейскими.
Во время десантных операций в Первую мировую войну трехфунтовые пушки QF 3-pounder Vickers нередко использовались сухопутными частями флота в качестве орудий сопровождения. Относительно легкие с хорошей дальностью и точностью пушки устанавливались на импровизированные колесные лафеты и могли буксироваться бронетранспортерами или конной тягой. Но и на островах покоя от авиации не было и морпехи приспособили импровизированные пехотные пушки для стрельбы по воздушным целям, оборудуя специальные позиции, на которых обеспечивались с помощью направляющих повышенные углы ведения огня.
В августе 1916 года, когда прямая угроза налетов дирижаблей упала почти до нуля, стало важным обеспечить безопасность побережья от налетов уже самолетов, дальность которых с 1914 года существенно выросла и они стали нести бомбы. Мобильная бригада ПВО была отправлена в Норфолк для перехвата самолетов и дирижаблей еще на подлете к островам.
Занимаясь охраной побережья Роулинсон занимался совершенствованием системы ПВО, первым применил акустическое определение местоположения самолетов, скрытых облаками. В январе 1917 года бригада снова была передвинута, уже к побережью Эссекса. В мае 1917 года Роулинсону было предложено возглавить вновь созданное Западное подкомандование (Western Sub-Command) из 19 орудийных и 36 прожекторных позиций. Получивший в армии звание подполковника Альфред Роулингтон командовал средствами ПВО во время тяжелых авианалетов германских самолетов в конце 1917 года.
О других зенитных системах Великобритании и использовании грузовиков Лянча 1Z в армии Италии:
На службе флота. 37-мм зенитная пушка на шасси Остин. 1914. Первые британские зенитки.
Два шага вперед. Pierce-Arrow Armoured AA Lorry. 1915. Лучшая ЗСУ Первой мировой.
Зенитки для царя и против царя. Peerless armored AA Lorry. 1916. Ударная сила революции.
Итальянский долгожитель. Часть 2. Lancia 1zM. 1915. Первая серия.
Источники:
Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В., 2018 © ООО «Издательство «Яуза», 2018
Anti-Aircraft Artillery: Hogg, Ian
Lancashire Fusilier/https://www.greatwarforum.org/topic/173218-ww1-military-motors-1916-set-x-50-cards/page/151/