Найти тему
Про что кино?

Философские и любовные вопросы в фильме Гарольда Рамиса "День сурка" (1993)

Сложно написать что-то новое о картине, которая своим появлением породила отдельный подвид фильмов. В некоторых из них пресловутая временная петля играет множество разных ролей (например, как у фильма «Счастливого дня смерти»), в то время как у режиссёра сегодняшнего гвоздя программы это всего лишь условность, эдакая аллегория жизни. Естественно, что схожие имя Фил у главного героя и сурка никакое вовсе не совпадение. Прямая аналогия проводится даже на изобразительном уровне, когда герой в самом начале выходит из гостиницы и, поморщившись, оглядывается – этот кадр умозрительно рифмуется с более ранней сценой, когда персонаж Билла Мюррея своей физиономией пародирует бедное животное. Оба предсказывают погоду (один из них не очень удачно), обоим от жизни ничего не надо, оба делают вещи, которые предпочли бы не делать и, самое главное, оба считают себя звездой. Точнее, Фил-человек себя таковым считает, в то время как Фил-сурок таким является на самом деле.

Порой кажется, что Билл Мюррей играет в фильмах сам себя – чересчур надменный, немного самодовольный. Где-то на просторах Интернета звучала фраза, что он относится к жизни так, словно весь мир – театр. И возникает то самое предвзятое отношение, когда актера сложно отделить от его персонажей – настолько он не выходит за рамки своего обыкновенного поведения. Но вечно саркастичный взгляд почему-то совсем не отталкивает зрителя, а наоборот, притягивает что лишний раз доказывает – мерзавцы всем нравятся (на самом деле нет).

-2

Путь, который проделывает Фил (теперь впредь это имя будет означать человека), можно уместить в небольшую схему:

Творит что ему вздумается и в свое удовольствие ---- делает всё, чтобы добиться расположения Риты (Энди МакДауэлл) ---- уходит в депрессию и творит дичь с целью себя убить (желание трансформировать внутреннюю боль во внешнюю) ----- просто живет, старается помочь другим, прокачивает свои навыки и получает новые, старается многому научиться и стать лучшей версией себя.

-3

Когда герой к концу фильма научился “правильно жить”, он тут же зарабатывает себе популярность, которая не снилась и сурку. Разница с его предыдущим поведением была в том, что теперь он поступает не специально, не ради собственной выгоды, а потому что искренне хочет помочь людям. Может возникнуть ощущение, что он просто тешит своё эго, но это не так. Достаточно вспомнить сцену, когда Фил пытается спасти бездомного, снова и снова, желая всё-таки вытащить беднягу из лап Смерти. Не совсем понятно, смог ли Фил в конце концов спасти старика, но факт в том, что это проявление доброты и заботы раскрывает героя, и он начинает творить добро налево и направо. Безусловно, он получает удовольствие от того, что делает. Но учитывая безвыходность ситуации, он тратит бесконечную жизнь не на саморазрушение, а на созидание, что заслуживает похвалы от зрителя. Вспоминается фраза из фильма Георгия Данелия «Мимино: «Когда мне будет хорошо, а я тебя так довезу, что тебе тоже будет хорошо!» И если ранее Фил закрывался в себе, как сурок в норе, то теперь он открыт и живет в гармонии с окружающими. Но это одна сторона медали.

-4

С другой же возникает очень странная ситуация, связанная с хэппи-эндом. Почему же Рита всё-таки соглашается провести с Филом и день, и ночь? Неужели рост популярности так сильно её привлек? В какой-то степени - да. Но также стоит отметить, что ранее у него не получилось завоевать сердце Риты потому, что старался быть слишком угодливым: всё его поведение была направлено на то, чтобы доказать ей свою значимость. Но в этом не было ни капли искренности, а всё его поведение было лишь проявлением инфантилизма (собственно, примерно об этом говорят всякие гуру пикапа и прочие коучи, когда учат с девушками «просто быть собой» (с)). Но это не отменяет того факта, что страстное желание к Филу (во всех смыслах) пробудилось в ней тогда, когда она поняла, что на него претендуют некоторые особи женского пола (вспоминаем эпизод с аукционом). И тогда вырисовывается такая формула:

Искренность + доброта + популярность + привлекательность со стороны других женщин = сердечко Риты.

-5

И если оценивать «День сурка» с точки зрения жанра ромкома, то картина получается интересная: чтобы добиться девушки, не нужно её добиваться; просто надо быть собой, и девчонки сами будут липнуть. И подобна мужская точки зрения выдает режиссёра (а также со-сценариста) Харольда Рэмиса с потрохами. Но факт в том, что ему как художнику интересен в первую очередь Фил, он следит за ним, словно за подопытным, анализируя поведение человека в условиях временной петли, когда выхода нет и можно делать всё что хочешь. Но сам же автор и устанавливает своеобразный пароль на замок, который позволяет выйти из темницы – надо перестать закрываться в своей раковине и начать открываться людям, перестать быть самовлюбленным мудаком и начать проявлять хоть капельку сострадания к окружающим. Однако рост популярности героя в финале фильма – это абсолютный гротеск, потому что у многих бы возникло сомнение касательно проявления такой чрезмерной филантропии и умения оказаться в нужное время и в нужном месте. Самый очевидный исход событий – сжигание Фила на костре как колдуна, и делов-то. Но Харольд Рэмис идеалист и ему хочется надеяться, что в мире может существовать абсолютная доброта и абсолютная человечность.

-6

Безусловно, фильм хорош не только как пионер поджанра фильмов, но и просто потому, что это хорошее кино. Однако хочется задать каверзный вопрос – а что потом? В финале получилось всё слишком красиво и по-голливудски, но сможет ли герой сохранить свой запал? Как скоро спадет страсть Риты к нему? Учитывая то, что герой всё-таки меняется (а для драматургии это очень важно), то последний вопрос не имеет значения – он в своем сознании настолько преисполнился, что теперь внимание одной девушки для него ничего не будет значить, главное заниматься собой. И тогда получается, что фильм пропагандирует борьбу с собственным эгоизмом и умение жить в гармонии с окружающим миром. Главное – познать дзен.