"Мужчину или женщину, которые будут вызывать умерших или чародействовать среди вас..." Это не полная цитата третьей книги Моисеевой (Левит), глава 20, стих 27. Далее идет прямое указание, что с ними нужно сделать. Можете прочитать в Библии или посмотреть в фильме, там эта цитата звучит в кульминационный момент.
Это очень важная мысль для понимания экранизации хотя бы этой части трилогии "Миллениум", шведского писателя Стига Ларссона. Речь идет о "Девушке с татуировкой дракона" 2009 года, режиссера Нильса Ардена Оплева.
Почему нельзя вызывать умерших, почему нельзя чародействовать? Быстрого и очевидного ответа в Библии нет. А в фильме есть. Фактически, "вызывать мертвых и чародействовать" означает поднимать из могил дух или души ушедших - жить прошлым, другими словами. Нельзя противиться воле Бога, а время - это самое очевидное выражение его воли. Да и невозможно это, по большому счету.
По этому поводу есть сразу несколько русских поговорок: кто старое помянет, тому и глаз вон; нельзя войти в одну и ту же реку дважды; прожито, что пролито — не воротишь. Или знаменитое высказывание Гегеля: история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса.
Суть в том, что первая серия трилогии "Миллениум", одновременно как бы обращается к прошлому, которое ушло - можно продолжать быть нацистом и садистом, но вернуться в страну с нацистским правительством уже не удастся, слишком силен иммунитет.
И в тоже время эта же "Девушка с татуировкой..." указывает на будущее, когда женщины добьются таки равноправия, или, по крайней мере, перестанут быть бесправными членами общества. Конечно же, во многих эпизодах - это просто воинственно феминистский фильм. Но он в не меньшей степени и анти-нацистский.
Мне очень нравится актриса Нуми Рапас. В этом фильме она не просто сыграла себя, она также бросила вызов предыдущему поколению. Так же как героиня фильма Лизбет Саландер, Нуми в юности была совершенно свободной и своенравной, еще в подростковом возрасте успев познать жизнь во всем её многообразии. Она фактически не училась, но зато много общалась с публикой, так скажем, далекой от традиционных взглядов на жизнь. К тому же ее цыганские корни (отец был цыган), помогли ей передать этот дух нонконформизма с максимальным градусом. Пирсинг, мотоцикл, сигареты и все прочие атрибуты контркультуры, конечно же присутствуют.
Фильм хорош не только своими библейским и философским подтекстом, он просто хорош. Сюжет заставляет постоянно размышлять и искать корень зла вместе с главным героем - Микаэлем Блумквистом, которого сыграл артист, мне очень сильно напоминающий нашего любимого Андрея Миронова. У него, кстати, то же имя и похожая на его кино-героя фамилия - Микаэл Нюквист. Ну, шведы же!
Отличный дуэт с Нуми Рапас. Лично мне шведский фильм понравился больше американского, который вышел позже на два года.
Я вообще люблю эту северную страну, бывал там. Где, как не в Швеции снимать фильмы в стиле "в тихом омуте черти водятся?". Там действительно очень тихо. Даже немного жутко мне было, когда я из пост-перестроечной, бурлящей Москвы первый раз прилетел в Стокгольм.
Так вот, и сам роман "Девушка с татуировкой дракона", и фильм, как впрочем и всю трилогию, я бы смело назвал предвестником нового, неизведанного, отличного от того, к которому мы привыкли мира. И Швеция тут, как обычно - впереди планеты всей. Всё у них лет так на 20 раньше, по крайней мере, чем в нашей стране.
Очень глубокий, психологичный и захватывающий свей атмосферностью фильм. Рекомендую к просмотру думающей части публики.