Найти тему

Как написать эффективное деловое письмо

Оглавление

Ко мне на сайт часто заходят по запросу "как написать эффективное деловое письмо". Под эффективными подразумеваются письма, которые убеждают адресата сделать нужное вам действие. Это копирайтинг в чистом виде, поэтому здесь действуют принципы продающих текстов.

Как правильно начать деловое письмо

Любое деловое письмо должно транслировать уважительное отношение к получателю: он такой же компетентный, умный и ценный, как вы. Это должно быть общение на равных. Несмотря на то, что письмо деловое, адресат должен чувствовать уважение к его личному времени, потребностям, желаниям и правам уже с первых строчек.

Давайте разберем пример делового письма — как это обычно выглядит на практике. И как должно быть, если хотим получить нужный отклик (пример из Интернета):

Здравствуйте, Игорь Валентинович!Как мы и оговаривали ранее, высылаем Вам приглашение на конференцию «Деловые мероприятия в Украине». Убедитесь, что Вы подготовили доклад и презентацию по теме встречи.Конференция состоится 20 августа 2018 года в 15:00 по киевскому времени. Место проведения – г.Киев, ул. Дорогожицкая, 8 (6-й этаж).Целью конференции является сравнение опыта зарубежных и отечественных компаний в организации деловых мероприятий. Ссылка на повестку дня размещена в конце данного письма, но, если у Вас возникнут дополнительные вопросы, которые Вы хотели бы обсудить при встрече, напишите нам об этом заранее.Также хотим сообщить, что мероприятие посетят: (список гостей) Пожалуйста, дайте нам знать, будете ли Вы присутствовать на конференции «Деловые мероприятия в Украине», и мы забронируем Вам место.Контактный номер телефона: ХХХ-ХХ-ХХХ-ХХ.С уважением, Татьяна, специалист компании «Х».

Несмотря на вежливый тон, неуважение к адресату сквозит в каждой строчке. Фразу «Убедитесь, что Вы подготовили доклад и презентацию…» можно трактовать двусмысленно и далеко не в пользу получателя письма:

  1. У вас проблемы с памятью — убедитесь, что вы не забыли подготовиться.
  2. Убедитесь, что вам есть, о чем рассказать на этой конференции.

А в сочетании с фразой «Дайте нам знать, будете ли присутствовать на конференции», это выглядит как откровенное пренебрежение: не так и важен ваш доклад, хотите – участвуйте, не хотите – не надо. А перед этим список гостей, которым явно подчеркивают статусность мероприятия. И это тоже выглядит двояко: у нас будут вон какие гости, так что если хотите – присутствуйте.

Понятно, что реакция на такое послание будет негативная. Безусловно, автор сообщения не хотел оскорбить адресата – просто деловое письмо составлено неправильно. Но в итоге у человека нет причин выступать на этом мероприятии, если только он не стремится к самопиару любой ценой.

А теперь доработаем наш пример делового письма. Вот как выглядит эффективное приглашение на ту же конференцию:

Здравствуйте, Игорь Валентинович!Меня зовут Татьяна, я специалист компании Х.Учитывая Ваш опыт в сфере бизнеса, мы хотели бы видеть Вас в числе спикеров конференции «Деловые мероприятия в Украине». Цель конференции — сравнение опыта зарубежных и отечественных компаний в организации деловых мероприятий. Мы хотим, чтобы как можно больше людей узнали о вашем эффективном методе.Надеемся, что наша предварительная договоренность в силе, и приглашаем Вас на мероприятие как ведущего докладчика по данной теме.Конференция состоится 20 августа 2018 года в 15.00 в Киеве, ул. Дорогожицкая, 8 (6-й этаж).На каких условиях Вам было бы интересно поучаствовать? Готова ответить на все Ваши вопросы и обсудить детали.Контактный номер телефона: ХХХ-ХХ-ХХХ-ХХ.С уважением, Татьяна Специалист компании «Х».

Обратите внимание: здесь персонализированное обращение — «Учитывая Ваш опыт…» и «Ваш эффективный метод». Это уважением к заслугам адресата. Затем идут выгоды – быть ведущим докладчиком, и чтобы как можно больше людей узнали о его методе. Следующий абзац – это тоже проявление уважения и заботы.

Именно в такой форме деловое письмо имеет все шансы убедить человека сделать нужное нам действие. Люди ценят уважение и отвечают тем же.

Как представить выгоды в деловом письме

Выгоды – это краеугольный камень любого продающего текста. Это причина совершить действие, о котором просит автор. Однако не всегда этот принцип соблюдается. Вот еще один пример из Интернета. Как думаете, что в нем не так?

Начальнику компании «Север»
С. А. Сидорову
от руководителя компании «Юг»
В.В. Перова
Здравствуйте, Станислав Александрович. Нашей организации коснулся финансовый кризис. Количество заключенных договоров с нами сократилось на 20%. К сожалению, кризис затронул не только нас, но и наших клиентов. Люди не могут платить за наши услуги в том же объеме, что и ранее. Поэтому мы предоставили скидку на билеты в размере 25%.В связи со сложной финансовой ситуацией, наша компания просит вас о скидке в размере 15% на оставшиеся полгода сотрудничества по договору.Мы разослали письма с просьбой о скидке всем нашим поставщикам. Если 20% наших партнеров предоставит нам выгодные условия, наша компания устоит в сложное время и не закроется. Нам уже предоставили скидку арендодатели и телефонная компания.Мы надеемся сохранить взаимовыгодные отношения с вашей типографией.С уважением, Валентин Перов.

Главная ошибка автора письма в том, что он упирает на свои проблемы и выгоды, но ни слова не говорит о выгодах адресата. Следовательно, у начальника компании «Север» нет причин идти на уступки. Письмо не убеждает.

Фраза «Мы надеемся сохранить взаимовыгодные отношения» — это манипуляция, которая с большей долей вероятности вызовет протест, чем желание снизить цену.

Гораздо эффективнее начать с выгод, которые получит компания «Север», если предоставит скидки компании «Юг».

Здравствуйте, Станислав Александрович. Наша компания просит вас о скидке в размере 15% на оставшиеся полгода по договору, чтобы иметь возможность продолжать наше сотрудничество.Дело в том, что мы проводим антикризисную кампанию: наши клиенты не могут платить нам за услуги в прежнем объеме, и количество заключенных с нами договоров сократилось на 20%. Поэтому мы предоставили 25-процентную скидку на билеты.Вместе с тем мы разослали письма с просьбой о скидке всем нашим поставщикам. Это поможет нашей компании пережить сложное время и оставаться клиентами вашей типографии. Нам уже предоставили скидку арендодатели и телефонная компания.С уважением, Валентин Перов.

Фразы «иметь возможность продолжать сотрудничество» и «оставаться клиентами вашей типографии» — это определение выгод адресата. Мы дважды повторили ключевую выгоду – в начале и в конце. И отдельным абзацем обосновали свою просьбу.

И хотя описанная ситуация ставит автора в заведомо невыгодное положение, новый вариант письма написан с точки зрения выгод для компании «Север»: просим о скидке, только чтобы продержаться на плаву и дальше оставаться клиентами типографии. Такая подача имеет больше шансов вызвать нужный нам отклик.

Как правильно оформить деловое письмо (чек-лист)

Вот список рекомендаций, как правильно оформить деловое письмо.

  1. В деловом письме обязательно должна быть тема, которая анонсирует суть нашего послания. В теме формулируем задачу – вносим ясность, и озвучиваем детали сроки – например, сроки, и таким образом проявляем уважение к собеседнику.
  2. Письмо разбиваем на абзацы, где должны четко прослеживаться просьба, ее обоснование, задача. Ключевую мысль всегда даем отдельным абзацем. Просьбу всегда выносим в начало письма.
  3. Внимание к имени получателя — правильно писать имя адресата. Если сомневаетесь, нужно обязательно уточнить. В противном случае у человека уже с первых строк будет негативная реакция.
  4. Не менее важно внятно написать свое имя. Плохой пример подписи – имя латинскими буквами. У вашего получателя сразу возникнет вопрос, как к вам обращаться: написать это имя русскими буквами или оставить латиницу. Это тоже вызовет дискомфорт при переписке.
  5. Если к письму прилагаются файлы, обязательно проверить их наличие. Худший вариант, когда вложения забывают прикрепить и досылают отдельным письмом. Ваш получатель должен будет найти и открыть еще одно письмо – то есть вы заставите его потратить вдвое больше времени. Это может негативно повлиять на его решение.
  6. Нужно четко формулировать задачу, цель письма – адресат не станет додумывать, что вы хотели ему сказать.
  7. С дедлайнами нужно быть предельно осторожными. Частая ошибка, когда подгоняют с ответом, но не дают повода ответить — нет главной выгоды для адресата.
  8. Когда письмо составляют по шаблону, это сразу бросается в глаза и создается впечатление массовой рассылки. Даже если это так, нужно максимально персонализировать послание, указывать какие-то детали, которые убедят адресата, что письмо написано именно для него.
  9. Когда читатель чувствует, что вы держите его за дурака, он отреагирует негативно. Поэтому составляя письмо, ставьте себя на место получателя: что вы бы сами почувствовали, читая его.
  10. Не стоит использовать фразу «Заранее спасибо» – это манипуляция, на которую с большой долей вероятности последует адекватная реакция.

Что в итоге

Вежливость – это не показатель заботы и уважения. Доказательство тому – первый пример, который мы подробно разобрали.

Поэтому одного вежливого тона мало.

  1. Нужно искреннее уважение к личности, достижениям, времени, интересам адресата.
  2. Подача делового письма должна быть с позиции выгод адресата.

И тогда гораздо больше шансов получить желаемый ответ.

Оригинал статьи - на моем сайте.