Эстрадный артист Аркадий Велюров - один из самых колоритных и обаятельных персонажей фильма "Покровские ворота", снятого Михаилом Козаковым в 1982 году по пьесе драматурга Леонида Зорина.
Известно, что Леонид Зорин написал эту пьесу о временах своей молодости. Почти все герои комедии списаны с реальных людей - соседей писателя по московской коммунальной квартире пятидесятых годов, а прототипом Костика Ромина был сам Зорин.
Но вот артист Мосэстрады Аркадий Велюров, сыгранный в фильме Леонидом Броневым, был, скорее, образом собирательным. Стало интересно вспомнить эстрадных мастеров конца 1950-х годов, которые могли быть реальными прототипами Аркадия Варламовича.
Знаменитыми куплетистами, выступавшими по принципу "утром в газете - вечером в куплете", были в те годы Павел Рудаков и Владимир Нечаев. Именно этот дуэт пригласил в свой фильм "Москва слезам не верит" Владимир Меньшов для эпизода о съёмках передачи "Голубой огонёк".
Кстати, текст куплета, который артисты исполнили в "Москва слезам не верит", очень похож на текст одного из куплетов Велюрова. Только в первом случае речь шла о деде, который "скушал комплексный обед" и теперь уже "не платит ни за газ и ни за свет", а у Велюрова точно так же поплатились Ромео и Джульетта за взятые в магазине котлеты.
По популярности Рудакову и Нечаеву не уступал в те годы и другой эстрадный музыкальный дуэт - Александра Шурова и Николая Рыкунина, тоже прославившийся выступлением сатирических куплетов и фельетонов, высмеивавших в пределах дозволенного существующие недостатки советского общества.
Поскольку Аркадий Велюров был сам себе конферансье на своих выступлениях в летнем театре - "на улице идёт дождь, а у нас идёт концерт...", стоит вспомнить об известных конферансье тех лет. Одним из самых ярких представителей этой профессии был Михаил Гаркави - актёр, юморист, автор коротких юмористических сценок.
Кстати, обаятельный и остроумный Михаил Гаркави, по словам его современников, хорошо знавших актёра, послужил прообразом незабвенного Эдуарда Апломбова из кукольного спектакля Сергея Образцова "Необыкновенный концерт".
Как мы помним, Аркадий Велюров исполнял эстрадные куплеты ещё и в жанре политической сатиры, очень популярном в годы холодной войны. В этом же жанре художники Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов)и Борис Ефимов публиковали карикатуры на политических деятелей журнале "Крокодил" .
А одним из самых известных эстрадных мастеров жанра политической сатиры тех лет был Илья Набатов (Туровский), долгие годы обличавший в своих куплетах пороки капиталистического общества и внешнюю политику западных стран.
"Вся Америка в страшном смятенье.
Эйзенхауэр болен войной.
Но в публичных своих выступлениях
Говорит, что за мир он стеной".
Вот этот куплет из выступления Аркадия Велюрова был написан задолго до фильма "Покровские ворота". Написал его и исполнял со сцены именно Илья Набатов. Наверное, поэтому и считается, что самым вероятным прототипом Велюрова был именно он.
Но всё же созданный замечательным артистом Леонидом Броневым образ "мастера художественного слова" - тонкая собирательная пародия на многих эстрадных артистов того времени. И получился Велюров у Броневого, несмотря на известные бытовые недостатки, очень симпатичным и обаятельным, не правда ли?
Спасибо вам за внимание и до встречи!