Материал для статьи взят из перевода писем Л. Григорьевой, участницей курсов русских встреч в Германии
Каждый солдат на войне мечтает поскорее оказаться дома в объятиях родных. В холодных и одиноких ночах на фронте единственной связью с домом для него будут письма. Мы много знаем о письмах наших солдат-красноармейцев в годы Великой Отечественной войны, но будет не менее интересно взглянуть на все происходящее глазами наших врагов, которые также писали письма в свой тыл.
Удивительно, фашисты всегда воспринимаются нами как животные в человечком обличии, но в их письмах мы видим те же проблемы, мечты и желания - они универсальны для любого человека. Сегодня разберем три письма немецкого лейтенанта Иоханнеса Баара, воевавшего до 1944 года на Восточном фронте, где он был взят в плен. Этот человек примечателен тем, что после войны сделал всё для налаживания хороших отношений между советскими людьми и немецким народом. Но обо всём по порядку.
Письмо весны 1942 родителям года во время праздника Троицы
Письмо отражает увиденное Бааром в России, особенно хорошо он описывал быт деревенских жителей на оккупированных территориях. Описывается им и отчаянное положение крестьянского населения, вынужденного ради выживания искать любые способы пропитания. Так он описывает сбор остатков промерзших клубней с картофельных полей:
«Вот мимо идут две женщины и несколько детей с корзинам и лопатами. «Черт побери!» - думаем мы – что эти старые дуры ещё собираются там выкопать?»
Дальше он красочно описывает, что люди находятся на полях до ночи и возвращаются назад, при удачном стечении обстоятельств собрав колоски или промерзший прошлогодний урожай.
« Делают из них картофельные блины и поджаривают на сковороде без всяких приправ»
Дальше солдат Вермахта размышляет о том, что от такого образа жизни и нездорового питания каждый день кто-то из крестьян умирает и такая картина стала обыденностью. Немец сравнивает жизнь простых людей с жизнью солдат на передовой.
«Дети иногда вызывают сострадание, но они несмотря ни на что всегда веселы и бодры. У каждого бункера (имеются ввиду переделанные жилища в землянки близкие к фронту). У каждого бункера есть свой маленький работник, который ежедневно таскает туда дрова. Разумеется, уже нарубленные. За это в виде вознаграждения он получает пару конфет или кусок хлеба»
Такие строки читать довольно больно, но одновременно мы видим, что немцам не чужда была простая благодарность. Дальше немец указывает, что хлеб был редкой наградой, солдаты Вермахта сами могли недоедать. Довольно забавно это читать, зная о ужасах блокадного Ленинграда. Ещё больше злит дальнейшее описание пайка немецких солдат, где он жалуется на то, что часто к кофе ничего нет, но по случаю Троицы им вечером дали дополнительное горячее блюдо.
«Лишь немногие продолжают жить в домах, большинство выстроило для себя пристанища фантастического вида с крышами в два-три метра, иногда даже без окон – не хотел бы я там очутиться!»
Так он описывает укрепленные строения людей, которые старались жить вместе и помогать друг друга в общем жилище. Объединение было единственным условием выживания, особенно вблизи фронта, где случайный снаряд мог с легкостью обрушить избу. Далее в своем письме он размышляет о том, как тяжело русским придется зимой – окна стали редким явлением и все жилища насквозь продуваются.
Письмо 1942 года невесте Иоханнеса Баара
В этом письме наблюдается постепенный слом представления Баара о русских врагах, и он очень привыкает к нашим местам, с тоской понимая, что когда-нибудь ему придется уехать.
«Как это ни странно, простится с этими местами будет непросто. Я привык к ивам, лугам, спускающейся к реке равнине»
Поразило немца и огромное количество лошадей на русских просторах, которые использовались немцами для перемещения боеприпасов и пушек. Больше всех было лошадей небольшого размера, которых все равно заставляли нести огромную ношу.
«Но для того, чтобы окончательно осознать, Что мне здесь понравилось, я должен сначала вновь оказаться в Германии»
В это время немцы ещё верили в свою победу и триумфальное возвращение домой. Восточный фронт принес им множество сюрпризов. Но на тот момент немецкая пропаганда делала свою работу и солдаты грезили скорым поражением красной армии.
Последнее письмо 1944 года своей невесте
В этом году немцы уже окончательно потеряли инициативу и сами стали испытывать трудности со снабжением. Это хорошо описывают следующие слова немецкого офицера:
«Половина восьмого утра. Позади двенадцатичасовая поездка в кузове грузовика, поэтому пальцы онемели. Вчера попытался нагнать нашу дивизию, но Иван уже слишком далеко продвинулся.»
Успешные операции под Сталинградом и на Курской дуге позволили красной армии начать широкомасштабное наступления, не давая немцам опомнится, что хорошо видно по этим строкам. Немец кратко описывает свою дорогу через Псков на Нарву, чтобы прибыть туда в качестве подкрепления.
«У нас ещё все продолжает таять. Мои валенки тоже постепенно промокли. До сих пор я ещё не принимал участие в боевых действиях (имеется ввиду в этот сезон). Странно, что я постоянно оказываюсь в таких местах, где мне удается остаться в живых»
Упоминает он и убитых в боях товарищах-офицерах, многие из которых гибли в бесконечной бойне. Теперь ему приходилось спать не на кровати, а на бочках из под горючего или ящиках с боеприпасами. Последними словами в письме были «Не бойся, со мной все будет хорошо».
После этих слов он попал в плен. Сейчас сложно представить, но э Иоханнес Баар почетный преподаватель СПБГУ. После войны он вернулся на родину и стал изучать русский язык. Постепенно она стал сам обучать ему, проводя специальные курсы, где встречались преподаватели из СССР и немецкие студенты.
Сложно переоценить вклад этого человека в возведении мостов между двумя озлобленными народами. На курсах читали немецкую литературу в переводе на русский и русских классиков, делились знаниями и опытом студенты разных стран, а также ходили друг другу в гости и заводили дружбу. Постепенно курсы так расширились, что на них стали ходить немецкие школьные учителя.
Вот так бывший враг смог искупить грехи своего правительства и свои собственные, сделав выбор в пользу гармоничного совместного развития разных народов и культур.
Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:
Эхо войны - фотографии после высадки союзников в Нормандии
Почему Япония не напала на СССР в Великую отечественную войну?
Танк Т-72 — величайший коррупционный обман СССР