Лирическое отступление
Прошу заранее извиниться за неделю отсутствия статей на канале, это было связано со смертью моего очень близкого родственника. Берегите себя и своих близких!
Сегодня я уже в четвертый раз затрагиваю тему одного из самых кровопролитных и беспощадных конфликтов в мировой истории - Первой Мировой войны. На этот раз я перевел для вас отличную статью от крайне влиятельного западного источника о событиях, произошедших в первый год войны на западном фронте, включая штурм Льежа, планы Германии об интервенции во Францию через нейтральную Бельгию, в следующей части мы затронем битвы у реки Марна
Не забывайте дочитывать материал до конца, подписаться на мой канал, а также оставить комментарий с пожеланиями для новых статей. Пора начинать!
Оригинал: https://www.britannica.com/event/World-War-I/The-war-in-the-west-1914
Немецкое вторжение
Для бесперебойной реализации своего плана вторжения во Францию немцы должны были предварительно ослабить кольцевую крепость Льеж, которая руководила маршрутом, предписанным их 1-й и 2-й армиям, и являлась передовым опорным пунктом бельгийской обороны.
Немецкие войска перешли границу с Бельгией утром 4 августа. Благодаря решению штабного офицера средних лет Эриха Людендорфа, немецкая бригада в ночь с 5 на 6 августа заняла сам город Льеж и цитадель 7 августа, но окружающие форты упорно сопротивлялись, пока 12 августа немцы не применили против них свои тяжелые гаубицы.
Эти 420-миллиметровые осадные орудия оказались слишком грозными для фортов, которые один за другим уступали. Авангард немецкого вторжения уже давил на бельгийскую полевую армию между рекой Гете и Брюсселем, когда 16 августа пал последний из фортов Льежа. Затем бельгийцы отошли на север, в укрепленный лагерь Антверпен.
20 августа 1-я немецкая армия вошла в Брюссель, а 2-я армия предстала перед Намюром, единственной оставшейся крепостью, преграждающей путь через Маас во Францию.
Первоначальные столкновения между французскими и немецкими армиями вдоль франко-германской и франко-бельгийской границ известны под общим названием «Битва на границах». Эта группа боев, продолжавшаяся с 14 августа до начала Первой битвы на Марне 6 сентября, должна была стать крупнейшей серией битв войны и, возможно, самой крупной серией битв в истории человечества до того времени, учитывая тот факт, что в общей сложности было задействовано более двух миллионов военнослужащих.
Планируемое наступление французов в Лотарингию в составе 19 дивизий началось 14 августа, но было разбито немецкими 6-й и 7-й армиями в битве при Морханге-Сарребурге (20–22 августа). Однако это неудавшееся французское наступление косвенно повлияло на план Германии. Когда развернулась французская атака в Лотарингии, Мольтке на мгновение захотелось отложить зачистку правых флангов и вместо этого добиваться победы в Лотарингии.
Этот мимолетный импульс побудил его направить в Лотарингию шесть недавно сформированных эрзац-дивизий, которые были предназначены для увеличения веса его правого крыла. Это было первое из нескольких импровизированных решений Мольтке, которые должны были фатально помешать осуществлению плана Шлиффена.
Тем временем германские имперские князья, командовавшие армиями на левом (южном) фланге немцев в Лотарингии, не желали упускать возможность заполучить личную славу. Наследный принц Баварии Руперт 20 августа приказал своей 6-й армии контратаковать вместо того, чтобы продолжать отступать перед наступлением французов, как планировалось, и наследный принц Германии Вильгельм приказал своей 5-й армии сделать то же самое. Стратегическим результатом этих незапланированных немецких наступлений был отброс французов к укрепленному заслону, который одновременно восстановил и увеличил их силу сопротивления. Таким образом, французы вскоре получили возможность направить войска для усиления своего левого фланга - перераспределение сил, которое должно было иметь далеко идущие результаты в решающей битве на Марне.
В то время, как в Лотарингии происходила "кампания качелей", более важные события происходили на северо-западе. Немецкое нападение на Льеж пробудило Жоффра к реальности немецкого наступления через Бельгию, но не к его силе или размаху. Готовясь к контратаке против немецкого наступления через Бельгию, Жоффр предусмотрел движение в клещи с французской 3-й и 4-й армией справа и 5-й армией при поддержке BEF слева, чтобы заманить немцев в ловушку в районе Маас-Арденны, к югу от Льежа.
Основным недостатком этого нового французского плана было то, что немцы развернули на 50 процентов больше войск, чем рассчитывали французы, для более обширного обходного движения. Следовательно, в то время, как правая лапа французских клешней (23 дивизии) столкнулась с 5-й и 4-й армиями (20 дивизий) в Арденнах и была отброшена назад, левая лапа (13 французских и четыре британских дивизии) оказалась в ловушке между 1-й и 2-й немецкими армиями, в общей сложности 30 дивизий с одной стороны и 3 - с другой. Поскольку французская 5-я армия под командованием генерала Шарля Ланрезака была остановлена в своем наступлении к югу от реки Самбре немецкой атакой 21 августа. Британцы, которые достигли Монса 22 августа, сначала согласились стоять там, чтобы прикрыть левый фланг Ланрезака, но 23 августа известие о падении Намюра и о присутствии 3-й немецкой армии возле Динанта побудило Ланрезака объявить приказ о генеральном отступлении.
24 августа британцы вовремя начали отступление из Монса, чтобы избежать охвата 1-й немецкой армией маршем на запад вокруг своего незащищенного левого фланга. Наконец, Жоффр осознал истину и полный провал Плана XVII. Решимость была его величайшим достоянием, и с невозмутимым хладнокровием он сформировал новый план из обломков. Жоффр решил повернуть центр и левый фланг союзников обратно на юго-запад от бельгийской границы к линии, ведущей к французской крепости Верден, и в то же время вывести некоторые силы из правого крыла, чтобы иметь возможность разместить недавно созданную 6-ю армию к северу от Парижа. Этот план, в свою очередь, мог бы провалиться, если бы немцы сами не отступили от первоначального плана Шлиффена из-за сочетания нерешительности Мольтке, плохой связи между его штабом и командующими полевой армией немецкого правого крыла, а также возникшей в результате замешательства Мольтке в отношении складывающейся тактической обстановке.
Во-первых, немецкое правое крыло было ослаблено вычетом 11 дивизий; четыре из них были выделены для слежки за Антверпеном и для обложения французских крепостей у бельгийской границы вместо того, чтобы использовать для этого резервные и эрзац-войска, как предполагалось ранее, а еще семь регулярных дивизий были переброшены для сдерживания наступления русских в Восточную Пруссию.
Во-вторых, Александр фон Клюк, командующий 1-й армией, действительно двинулся на север Парижа, а не на юго-запад. Смена направления Клюка означала неизбежный отказ от первоначального широкого кольца на дальней (западной) стороне Парижа. Теперь фланг этой вращающейся немецкой линии должен был пройти через ближнюю сторону Парижа и через стену парижских оборонительных сооружений в долине реки Марн.
Преждевременное наступление 1-й армии Клюка до того, как Париж был достигнут, подвергло немецкие крайние правые фланги атаке с тыла и возможному контрнаступлению врага.
4 сентября Мольтке решил отказаться от первоначального плана Шлиффена и заменил его новым: 4-я и 5-я немецкие армии должны двинуться на юго-восток от Арденн во французскую Лотарингию к западу от Вердена, а затем сойтись с наступлением на юго-запад 6-й и 7-й армий из Эльзаса против линии укреплений Туль-Эпиналь, чтобы охватить все французское правое крыло.
1-я и 2-я армии в долине Марны должны были стоять на страже, защищаясь от любого французского контрнаступления из окрестностей Парижа. Но ответный удар союзников начал приводиться в исполнение еще до осуществления нового плана немцами.