В 1326 году, по повелению великого князя Димитрия Донского, был создан список с чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы, находящийся во Владимире (Владимирская Оранта) и получивший название Владимирской Знамение. До этого в России не было известно не только письменных, но и устных преданий о том, что эта икона когда-либо являлась, открывалась или была явлена.
Предположительно, эта икона была обретена в 12 веке в селе Вязники, Владимирской области, на реке Клязьме. Принесение иконы в Москву на великокняжеский престол состоялось в 1350 году.
Сразу после этого началось Успение Пресвятой Богородицы (1408 год), в течение которого икону носили по городу, и она многим помогла. В 1362 году, при праздновании дня Похвалы Богородицы, государыня-инокиня Мария родила сына, будущего московского митрополита Петра († 1378 год). В Успенский пост 1378 года царю Димитрию принесли во сне икону Знамении и указали место, где она находилась. Князь Димитрий Донской распорядился перенести из Владимирской Оранты во Владимир икону. В конце 1378 - начале 1379 года она пребывала в Москве, в церкви Спаса на Нередице, и впоследствии называлась Владимирской на Городке, а затем Богородской, по храму, в котором она находилась первоначально.
Икона была написана московскими мастерами монахом Даниилом Черногорцем и его учениками Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Как пишет историк Илья Дьяконов, "Москва сделалась столицей вновь учрежденного московского княжества в 1328 году, вследствие местных обстоятельств, каковы были разорение татарами Владимиро-Суздальской Руси, междоусобицы московских князей. Многие из кремлевских святынь были оставлены жителями при отступлении и опустошении, почему последние с неудовольствием могли заметить происшедшее в Москве улучшение.
Внешность Владимирская Богоматерь сильно отличалась от икон русских. У нее совершенно азиатский облик, с царственным величием, шеей, напоминающей тело человека, и со взглядом орлиным, проникающим до глубины сердца.
Предание приписывает написанию иконы участие, по этому поводу, Андрея Рублева. Историк пишет, что Андрей "...с такой любовию исполнил поручение и труд, что никакое описание не в состоянии ни изобразить, ни передать произведение, написанное сим великим художником. Икону сию первый раз описал я чрез четыр