[Александр: Моя мама – Ираида Ивановна (И.И.) осенью 2004 г. опять гостила у нас в Нью-Йорке и тоже регулярно информировала друзей и родственников о своем и нашем житье-бытье. Ее письма еще интереснее, потому что это взгляд на Америку того поколения, которое вышло на пенсию еще при советской власти, так никогда и не побывав за границей. Мировосприятие того поколения хорошо формулируют И.Ильф и В.Петров: «…Америки нет, и Европы нет, ничего нет. И вообще последний город — это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана». И вдруг представитель этого поколения оказывается сразу в «городе желтого дьявола» и убеждается, что заграница - это не миф о загробной жизни. Поэтому мы просили И.И. подробно записывать свои впечатления. Это у нас называлось «Отчет о проделанной работе». Отчеты включались в письма родным и близким.
Вот письмо конца октября 2004 г.- прим. автора]:
Здравствуйте, мои дорогие.
Сегодня 20 число и ты, Оля, наверное, в понедельник на работе и получишь мое послание. Во-первых, как вы отдохнули, что там в Крыму нового? А теперь пишу вам «отчет о проделанной работе».
Перелет через Европу, Атлантический океан и Канаду перенесла отлично. Всю ночь (а сияло солнце до самой Америки) я не хотела спать и занималась тем, что рассматривала окружающих меня людей и, как оказалось, все-таки не заметила полюбившуюся мне актрису в «Идеальной паре» Аллу Клюку. Но зато ее сын лет 8-ми всю ночь не давал покою стюардам и стюардессам: носился по всему самолету и все пел песни на английском языке. Она (А.Клюка), оказывается, сидела впереди на соседнем ряду и всю ночь спала завернувшись в одеяло, поэтому я не обратила на нее внимания. Но вид у нее, конечно, был неузнаваем: джинсики коротенькие, майка и взлохмаченная нечесаная голова – не похожа на сыгранную героиню.
Я потом наблюдала за ней – она звонила – ее никто не встретил, и ее дитё опять бегало и вопило у багажного транспортера и всем мешало, а она на это равнодушно взирала. Мальчик темноволосый и смуглый. Получив багаж, мы пошли на выход. Я забыла сказать, что, как оказалось, этим самолетом летели с семьями и Сашины сослуживцы. Нас встретил маленький автобус миссии, довезли до самого дома. По местному времени был десятый час вечера. Было темно. Из окна автобуса мне был виден город, весь в огнях и машинах.
Такая же картина, как и в Москве. Забыла сказать, внутри аэропорта по первому впечатлению удивительного тоже ничего не было, как и у нас, только много негров (так в Америке их не называют: Саша сказал, что это страшная для них обида (они не рабы), можно говорить «черные», но это для меня неприемлемо, так как наши бабушки, чтобы не говорить «черт», говорили «черный». Я решила говорить «чернокожий».
Подъехали к аккуратному домику в 2 этажа, окруженному зелеными южными насаждениями. Стрекотали цикады. Это мне напомнило Сочи, Хосту. Поднялись на 2-ой этаж. Квартира очень удобная: 2 спальни, кухня, ванная и просторная гостиная, как бы аркой разделенная на 2 части – на столовую с паркетным полом и продолговатым столом со стульями и шкафом и на холл с мягкой мебелью, камином, телевизором и ковровым настилом. Мы поели и легли спать – по местному времени в 12 ночи. На другой день я встала с восходом солнца в 8.30. как у себя дома. Я предполагаю, что все-таки живу по солнцу, так как в этот день и в 3 последующих дня мне хотелось спать, но у меня иногда бывает днем, что в 12 или в 15 хочется спать. И эти первые три дня были у меня такие же, но ночи я спала нормально: ложилась в 12 по-местному, а вставала в 7-8.30 утра. Правда, первые 4 дня у меня был насморк и зажата грудь. Я почувствовала, что у меня будет насморк еще в самолете, так как першило в горле. В 3 дня все прошло. Об этом хватит. Утром выглядываю в окно, а передо мной садик, где свистят и курлыкают птички – не по-нашему.
Стала приглядывать, и оказалось, что это птички с голубя, серые с белыми крылышками и голубые вороны (Саша говорит, сойки, но у нас они другие). Теплынь, небо голубое и воздух влажный – как в Сочи. Мы быстренько поели и поехали отовариваться продуктами в оптовый супермаркет, так как Саше к 12.00 нужно было появиться на работе. Вот тут по дороге я разглядела город, вернее, пригород Нью-Йорка. Расположен он на холмах и скалах, весь в зелени и парках ухоженных, но девственных (нет лавочек и т.п.). Деревья южные - платаны, акации, магнолии, бук и еще какие-то хвойные деревья (у нас таких нет). Домики 2-3х этажные все в садах и окружены газонами – как из сказки: один на другой не похож архитектурой и располагаются то на холме, то в низине. Скалы тут гранитные. В Крыму камни мягкие, а здесь с блестками слюды. Конечно, край с богатой природой, поэтому его и заселили в 300 лет. Когда мы выехали на Бродвей (4 ряда машин), то перед нами растянулся миллион разноцветных машин.
Эта дорога тянется вдоль Гудзона на много километров. Она проложена еще индейцами. Окрестности вдоль дороги все в зеленых рощах. Стриженых газонах и скалах. Дороги везде похожи на нашу окружную. Магазин, в который мы ехали, большой, у нас тоже теперь такие есть. Еще в один такой заехали. Внутренности и особенности этих магазинов я описывать не буду, но они меня поразили масштабом ассортимента и оригинальными увеселительными аттракционами для детей. Как-нибудь напишу.
Приехали домой, и Саша в 12 часов уехал на работу. Мы уже успели побывать на побережье Гудзона, ловили рыбу, любовались парусными лодками и смотрели, как проводят выходные нью-йоркцы: с семьями, с корзинами с едой, зонтами. Раскладной мебелью. Машин - миллион на выделенной стоянке, а они со своим скарбом располагаются на постриженном лугу с деревьями на берегу реки. Дети катаются на велосипедах и запускают воздушных змеев, на железных шашлычницах, вкопанных в землю, готовят еду. Мы тоже это делали. Затем мы сделали вылазку на океан. Стиль отдыха такой же, как на Гудзоне, но особенности океана описать невозможно. Это надо рассказывать: песок очень мелкий, чистый, белый, вода теплая, волны ласкают и выбрасывают на берег мелкие обтесанные круглые камешки – я из насобирала: они прозрачные, так как кругом скальные породы гранит и кварц.
Побывали мы и в здании ООН.
Но в последние дни время оставалось только урывками по вечерам, так как Саша работал по 24 и по 36 часов – даже не ночевал дома. Поэтому возить нас было некому, но мы не скучали, так как каждый нашел приятное для себя дело. Я уходила в сад, где на все лады поют птицы, и вязала носки. Один вечер мы посвятили дегустации японских блюд, второй – ходили в китайский ресторан. Так что дни были заполнены.
Погода до сего времени стоит чудная. Дни бывают очень жаркие, поэтому включали дома кондиционер, а последнее время погода стоит, как у нас в июле, но в саду очень хорошо. Я сажусь то на скамеечку, то на камни, и провожу на воздухе 2-3 часа, а то и больше. Я давно так комфортно не отдыхала. Наслаждаюсь окружающей меня природой, воздухом особенным (океанским) и чувствую себя хорошо. Скоро у Саши будет больше времени, он будет по выходным дома, и тогда буду изучать Нью-Йорк. Правда, мы уже побывали на Брайтон-бич, ставшим знаменитом по кинофильму.
Удручающее впечатление: под мостом (по которому идет метро) располагается русский квартал и еда продается русская. Но очень мрачно, так как над улицей идет мост, тесно и все так грязно.
Ну, на этом я заканчиваю свое послание. Скоро напишу еще.
Целую вас всех,
Бабуля
Оля, привет,
Направляю послание И.И. Со своей стороны могу обрадовать: на нашей улице праздник : газоны произвели на И.И. столь сильное впечатление, что с огородом как образом жизни покончено навсегда - никаких посадок для зимних запасов (И.И. переходит на оптовые закупки осенью). Готовьтесь стричь газон и ставить беседку на месте малины и старой антоновки у дома и стричь газон на даче - сбываются наши с тобой сокровенные мечты (будем проводить вечера в беседке под жасмином и сиренью). Викэнды теперь также будут посвящены осмотру дачных окрестностей - Мелехово и т.д. - вместо прополки свеклы. Предлагаю вам к ее возвращению присмотреть газонокосилки, и у бензоколонки на бетонке (при повороте на Авиационную) присмотреть беседки (там продаются готовые). Надо ковать железо, не отходя от кассы магазина «Твой дом». Иначе, боюсь, ее опять может затянуть опасная трясина неэффективного землепользования (типа жаль выбрасывать лишнюю рассаду).
И.И. поведем в музеи, на мьюзикл и на джаз (по щадящей программе) позднее. Японские суши ей не понравились - как шутил Саша, нью-йоркская пленница три порции суши выбросила в пропасть, четыре рюмки сакэ вылила в горную речку, а китайская кухня для нее оказалась съедобной. Особо обмыли первые джинсы И.И-ны. В воскресенье ездили в реставрированную деревню первых поселенцев (ей очень понравилось) и в поместье Рокфеллеров (особенное впечатление произвел парк). Здесь для нее действительно много впечатлений, ведь она даже в центр Москвы редко выезжала, и то, что в Москве давно уже не новость, для нее в диковинку. Может, по приезде покатаете ее по Москве. А то ей за державу все обидно (в бытовом плане), хотя у нас это все уже есть.
Свой отчет отправлю ко вторнику.
Целую, Лена