Найти тему
Солонский Андрей

Сиднейская опера – толкование образов. (часть 3)

Продолжим рассматривать метафорические образы, которые вызывает у зрителя одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, символ и «визитная карточка» Австралии - Сиднейский оперный театр. (первая статья), (вторая статья).

Сиднейский оперный театр. 1973. Архитектор Иорн Утцон
Сиднейский оперный театр. 1973. Архитектор Иорн Утцон

Напомню, что в первых статьях мы рассмотрели ряд интерпретаций образа здания оперного театра в книге Чарлза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма». Книга была опубликована в 1977 году. На русский язык она была переведена в 1985 году.

Вот еще две смелые и неожиданные ассоциация Чарльза Дженкса: «С некоторых точек зрения видятся неистово смятые, разбитые вдребезги формы – пронзает ассоциация «дорожное столкновение, выживших нет».

Сиднейская опера и кладбище автомобилей.
Сиднейская опера и кладбище автомобилей.

«Самая экстраординарная метафора, к которой, однако, австралийцы непонятным образом привязаны – это «стычка монахинь». Все эти оболочки, обращенные навстречу друг другу в двух противоположных направлениях, настолько напоминают головные уборы и облачения двух враждебных монашеских орденов, что в конце концов напрашивается до дикости невероятная мысль о том, что это может быть схватка матерей-настоятельниц».

Сиднейская опера и монашки.
Сиднейская опера и монашки.

А теперь рассмотрим еще две интерпретации которых нет в книге Дженкса. Это образ рыцарского шлема с поднятым забралом (смотрите первое фото статьи)
И образ белой бабочки в полете.

Сиднейская опера и бабочка.
Сиднейская опера и бабочка.

«Остроумие» определяют как «неожиданное сочетание идей», и чем невероятнее, но острее это соединение, тем больше оно поражает и остается в памяти. Остроумное здание – это то, которое рождает у нас необычные, но убедительные ассоциации.» Чарльз Дженкс.

Все коллажи выполнены автором.

Другие возможные прочтения образа здания смотрите в предыдущих статьях:
"Сиднейская опера – толкование образов. Часть 1."
Сиднейская опера – толкование образов. Часть 2.