Найти тему
Про life в Казани

В Казани ≈90 лет назад из-за трамвая ТРЕСНУЛ мост! Рассказываю о Горбатом мосте

Оглавление

Ну что ж. Вот и подошли те самые две минуты, в течение которых мы поговорим о "мосте с трещиной".

Благодарю за активность в СТАТЬЕ, в которой мы "щепоточку" коснулись этого моста. Судя по всему, все узнали, что это за потрясный мост.

Это "Горбатый мост".

Честно, я не хочу ничего плохого говорить про "Горбатый мост". Ну, что-то из разряда: "Да мост плохой, некрепкий, скоро в воду упадёт! Мост изначально на одном болте держался! Там пенопласт, а не бетон! Этот "горбатый" ломать надо! Сносим!"

Хватит! Хватит! Такие мысли даже в голову не залетают, когда ты стоишь на Горбатом мосту. Говорю как человек, который 7 июля был там. Правда, мне всё же в этот раз не удалось постоять на мосту, и всё из-за этого:

-2

Поставили какую-то пуленепробиваемую стену. Причём всё это действо украшено колючей проволокой.

Люди, конечно, перелазывают через забор. И не зря они это делают: там такой вид открывается, что во сне и не снилось!

Так что же такого случилось, что Горбатый мост забросили? Да ещё и закрыли забором?

Попытаемся ответить на это кратко, как только возможно.

Горбатый мост провели через реку Казанку (ныне старое русло Казанки) в конце 1920-х годов. Основными 2-мя ингредиентами моста послужили железо и бетон.

Изначально мост называли по-простому - "Бетонный мост". И всё потому, что до него здесь перебрасывался деревянный мост ("Ягодинский мост"), который в период весеннего половодья разбирали - и по речке осуществлялось настоящее судоходство.

Все эти мосты (и прежние деревянные мосты, и новый бетонный мост) выполняли одну-единственную функцию: они соединяли между собой Ягодную слободу и Адмиралтейскую.

Раньше это место не было одним районом. Эти слободы были разными кусками городами, и в течении долгого времени они были отделены между собой речкой Казанкой.

1808 год. Вид на село Ягодное и реку Казанку.
1808 год. Вид на село Ягодное и реку Казанку.

Это сейчас слободы объединены и входят в состав Кировского района.

Сначала по мосту поскакали лошадки (конное движение), после по мосту стали ездить машины. А ещё чуть позже на мосту проложили рельсы для трамвая, и там стал ездить трамвай №666, ой, то есть №5.

И вот, неудача: мост треснул посередине.

-4

Посчитали, трамвай – непосильная ему нагрузка. И трамвай убрали.

1957 год - это "начало конца", это "чистой воды" удар с вертухи по Горбатому мосту.

Горбатый мост. Автор: А. Бренинг
Горбатый мост. Автор: А. Бренинг

В 1957 году закончили постройку Куйбышевской ГЭС. Вода в Казанке стала подниматься.

Вся эта история с Куйбышевским водохранилищем послужила началу строительства дамб. Речку Казанку отрубили в 2-ух местах: по улице Несмелова (где речной техникум) и на Петрушкином разъезде.

1 - дамба на улице Несмелова; 2 - дамба на Петрушкином разъезде; вода, которая здесь находится, - это продолжение старого  русла реки Казанки
1 - дамба на улице Несмелова; 2 - дамба на Петрушкином разъезде; вода, которая здесь находится, - это продолжение старого русла реки Казанки

В результате появилась вторая дорога (параллельная с мостом) на Несмеловой улице, которая и взяла на себя всю транспортную мощь.

Дамба на улице Несмелова
Дамба на улице Несмелова

Для сравнения, карта этой местности до 57-ого года представляла собой нечто такое:

Красной чертой обозначен Петрушкин разъезд. Река Казанка течёт себе спокойно. Спокойно впадает в Волгу.
Красной чертой обозначен Петрушкин разъезд. Река Казанка течёт себе спокойно. Спокойно впадает в Волгу.

Постепенно Горбатый мост стал становиться никому не нужным. А впоследствии его вообще посчитали опасным даже для пешеходов (решили, что в одночасье он может рухнуть). И, таким образом, по нему перекрыли всё движение, какое только возможно.

Старое русло Казанки (вода здесь больше не течёт) постепенно "загнивает". Местность заболачивается. И дальнейшая судьба Горбатого моста пока никому не известна.

7 июля 2021 год
7 июля 2021 год

Мост, безусловно, надо сохранить. Это наша "память", наша с вами история. Его спокойно можно приспособить для прогулок, как пешеходных, так и велосипедных. Ведь мост в своё время как-то выдерживал трамвай, набитый 100 человеками.

Небольшой ремонт - и мост заживёт новой жизнью!

Ставьте лайк👍🏻, если статья вам понравилась.

Спасибо за внимание!

Хочешь узнать, какой была Казанка до и после 1957 года - приходи сюда В ГОСТИ.