Найти в Дзене
СОВБЕЗ

Знакомьтесь, Легкий Тактический Самолет Сухого

Вторая статья мини-цикла, первую статью читайте здесь: «Шах и Мат» от Ростеха: В кого целит новый российский истребитель? Итак, определенности и деталей о новой машине — всё больше. Базируясь на опубликованной схеме экспозиции и павильонов авиасаолна МАКС-2021, теперь уже со стопроцентной уверенностью можно сказать, что новый легкий "ястреб" — детище конструкторов фирмы Сухого. Хоть после объединения КБ МиГ и Сухой под эгидой единого центра компетенций это разделение и довольно условно. Подробнее об объединении наших "истребительных" КБ читайте в статье: ЗЛО или БЛАГО? «Сухой» и «МиГ» объединяют Тем не менее, целый отдельный павильон, отведенный главной сенсации этого МАКСа — именуется на схеме как "Павильон Сухой ЛТС". И уже из одного этого названия можно сделать сразу несколько заключений и довольно уверенных предположений. Первое, и самое главное: Несмотоя на то что это детище Сухого, новая машина будет идейным наследником моего любимца, самого массового и воевавшего истребителя 3-

Вторая статья мини-цикла, первую статью читайте здесь: «Шах и Мат» от Ростеха: В кого целит новый российский истребитель?

Итак, определенности и деталей о новой машине — всё больше.

Базируясь на опубликованной схеме экспозиции и павильонов авиасаолна МАКС-2021, теперь уже со стопроцентной уверенностью можно сказать, что новый легкий "ястреб" — детище конструкторов фирмы Сухого.

Тень нового самолета-бойца
Тень нового самолета-бойца

Хоть после объединения КБ МиГ и Сухой под эгидой единого центра компетенций это разделение и довольно условно.

Подробнее об объединении наших "истребительных" КБ читайте в статье: ЗЛО или БЛАГО? «Сухой» и «МиГ» объединяют

Тем не менее, целый отдельный павильон, отведенный главной сенсации этого МАКСа — именуется на схеме как "Павильон Сухой ЛТС".

Схема экспозиции МАКС-2021
Схема экспозиции МАКС-2021

И уже из одного этого названия можно сделать сразу несколько заключений и довольно уверенных предположений.

Первое, и самое главное: Несмотоя на то что это детище Сухого, новая машина будет идейным наследником моего любимца, самого массового и воевавшего истребителя 3-го поколения, МиГ-21.

Причем буквально 4 месяца назад я написал небольшую, но теперь выходит что в некоторой степени пророческую заметку о разработках в стенах ОКБ Сухого легких истребителей — идейных наследников МиГ-21. Заметка называлась "Сухие" наследники МИГ-21", и в ее конце я отдельно подчеркнул, что "Миру нужен новый Самолет-Боец.", как я неизменно называю МиГ-21.

Теперь же я на 99,9% уверен, что новая машина — однодвигательная и построена вокруг того же двигателя пятого поколения, Изделие 30, который сейчас завершает испытания и будет устанавливаться на серийные истребители Су-57 так называемого второго этапа.

Выставочный наземный экземпляр истребителя Су-57 с двигателями второго этапа
Выставочный наземный экземпляр истребителя Су-57 с двигателями второго этапа

И иное решение, помимо одного Изделия 30 в качестве силовой установки нового легкого истребителя — я восприму не просто как странное, а в высшей степени ошибочное и фактически обрекающее новую машину на повторение откровенно незавидной коммерческой судьбы МиГ-29 и его модификаций. И это еще без учета того, что разработка нового двигателя неизбежно затянет проект, удорожит программу разработки и саму машину.

Вместе с тем, однодвигательная схема на базе Изделия 30 легко может явиться тем краеугольным камнем, который определит оперативность разработки, успех и массовость новой машины, и быть может даже позволит повторить ей успех оптимального и потому неимоверно массового и долгоживущего самолета-бойца, МиГ-21.

Если говорить о бортовом оборудовании, сенсорах и вооружении, то здесь конструкторам предстоит пройти по тонкой грани, чтобы избежать чрезмерного усложнения и удорожания новой машины, и вместе с тем обеспечить потенциал для расширения ее функционала и роста ее возможностей на десятилетия вперед.

И здесь очень поможет опыт семейства Су-30, представители которого стали самым массовым и успешно продаваемым типом тяжелых истребителей на мировом рынке последних 20 лет, не в последнюю очередь за счет их открытой архитектуры бортового оборудования, которая позволила сторонним разработчикам БРЭО и вооружений довольно легко и быстро интегрировать их на данный тип машин. Будь то израильские системы РЭБ, французские сенсоры или американские управляемые авиабомбы.

Наглядный пример открытой архитектуры борта: Французский прицельный контейнер Damocles соседствует с нашей ракетой Х-31 на подвеске истребителя Су-30МКМ ВВС Малайзии
Наглядный пример открытой архитектуры борта: Французский прицельный контейнер Damocles соседствует с нашей ракетой Х-31 на подвеске истребителя Су-30МКМ ВВС Малайзии

Что касается состава борта, то представляется логичным, если новая машина будет оснащена радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой. И прежде всего даже не из-за каких-то более широких ее возможностей, в сравнении с пассивными ФАР, хотя и из-за них тоже, а банально из-за стоимости жизненного цикла и обслуживания, который у АФАР с большим массивом твердотельных приемо-передающих модулей в итоге получается дешевле, особенно на перспективу трех-четырех десятков лет.

Также представляется целесообразным размещение оптиколокационной станции переднего обзора, но такая станция должна быть ближе к нашим сравнительно простым и дешевым КОЛС, заточенным прежде всего для задач воздушного боя, чем к монструозной EOTS истребителя F-35, которая конечно обладает куда более лучшими характеристиками в части оптики, и посему более широким функционалом, но при этом и стоит в разы, если не на порядок дороже.

Задачи оптической разведки и наведения оружия по земле вполне может взять на себя подвесной прицельный контейнер, причем буквально тот же, что разаработан Уральским Оптико-механическим Заводом для Су-57.

Подвесной прицельный контейнер 101КС-Н, разработанный УОМЗ для истребителя Су-57
Подвесной прицельный контейнер 101КС-Н, разработанный УОМЗ для истребителя Су-57

Ну или импортные аналоги, буде на то желание инозаказчика. А можно за основу взять и комплекс оптико-электронных сенсоров Су-35. Причем вместе с сенсорами обнаружения атакующих ракет и лазерного облучения.

Комплекс оптико-электронных сенсоров истребителя Су-35
Комплекс оптико-электронных сенсоров истребителя Су-35

В любом случае, подход к бортовому оборудованию должен быть предельно взвешенным, чтобы не удорожать стоимость машины и ее содержания. И модульность и открытость архитектуры здесь — главенствующий фактор.

С оружием же всё куда проще. Основная его номенклатура достанется новому ЛТС от его старшего брата, Су-57, а если какому-то заказчику потребуется что-то сверх того, то он всегда воленинтегрировать уже существующие АСП сторонних разработчиков, заказать разработку специфичного АСП, под свои нужды и задачи или разработать его самостоятельно, как это было в случае с индийской УРВВ Астра и рядом других образцов.

Применение американской управляемой бомбы GBU-12 с борта истребителя Су-30 МКМ ВВС Малайзии
Применение американской управляемой бомбы GBU-12 с борта истребителя Су-30 МКМ ВВС Малайзии

Итак, в заключение еще раз сформулирую, по-тезисно, облик новой машины, каким он видится лично мне:

Легкий однодвигательный двухмаховый истребитель с открытой и модульной архитектурой "борта", концепция которого ставит во главу угла задачи воздушного боя, а также предельную его доступность для потенциальных заказчиков, как в плане стоимости его приобретения, так и в стоимости его содержания и обслуживания.

Такая вот нехитрая аналитика облика новой машины. И я намеренно оставил за скобками сверхманевренность и прочие подробности ЛТХ новой машины, ограничившись лишь пределом по скорости новой машины, два Маха. Сверхманевренность, можно сказать — общее, для всех современных машин Сухого, место. А о более подробных ЛТХ гадать пока смысла не вижу.

Через пять дней узнаем в чем я был прав. А в чем, быть может, и заблуждался. Делитесь своим мнением в комментариях.

...Впрочем, пять дней ждать и не пришлось. Смотрите уже сейчас Первые фото нового ястреба от КБ Сухого и их первичный анализ.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь! Только в блоге СОВБЕЗ вы найдете самую интересную и достоверную информацию об обороне, армии и ВПК