Вторая статья мини-цикла, первую статью читайте здесь: «Шах и Мат» от Ростеха: В кого целит новый российский истребитель?
Итак, определенности и деталей о новой машине — всё больше.
Базируясь на опубликованной схеме экспозиции и павильонов авиасаолна МАКС-2021, теперь уже со стопроцентной уверенностью можно сказать, что новый легкий "ястреб" — детище конструкторов фирмы Сухого.
Хоть после объединения КБ МиГ и Сухой под эгидой единого центра компетенций это разделение и довольно условно.
Подробнее об объединении наших "истребительных" КБ читайте в статье: ЗЛО или БЛАГО? «Сухой» и «МиГ» объединяют
Тем не менее, целый отдельный павильон, отведенный главной сенсации этого МАКСа — именуется на схеме как "Павильон Сухой ЛТС".
И уже из одного этого названия можно сделать сразу несколько заключений и довольно уверенных предположений.
Первое, и самое главное: Несмотоя на то что это детище Сухого, новая машина будет идейным наследником моего любимца, самого массового и воевавшего истребителя 3-го поколения, МиГ-21.
Причем буквально 4 месяца назад я написал небольшую, но теперь выходит что в некоторой степени пророческую заметку о разработках в стенах ОКБ Сухого легких истребителей — идейных наследников МиГ-21. Заметка называлась "Сухие" наследники МИГ-21", и в ее конце я отдельно подчеркнул, что "Миру нужен новый Самолет-Боец.", как я неизменно называю МиГ-21.
Теперь же я на 99,9% уверен, что новая машина — однодвигательная и построена вокруг того же двигателя пятого поколения, Изделие 30, который сейчас завершает испытания и будет устанавливаться на серийные истребители Су-57 так называемого второго этапа.
И иное решение, помимо одного Изделия 30 в качестве силовой установки нового легкого истребителя — я восприму не просто как странное, а в высшей степени ошибочное и фактически обрекающее новую машину на повторение откровенно незавидной коммерческой судьбы МиГ-29 и его модификаций. И это еще без учета того, что разработка нового двигателя неизбежно затянет проект, удорожит программу разработки и саму машину.
Вместе с тем, однодвигательная схема на базе Изделия 30 легко может явиться тем краеугольным камнем, который определит оперативность разработки, успех и массовость новой машины, и быть может даже позволит повторить ей успех оптимального и потому неимоверно массового и долгоживущего самолета-бойца, МиГ-21.
Если говорить о бортовом оборудовании, сенсорах и вооружении, то здесь конструкторам предстоит пройти по тонкой грани, чтобы избежать чрезмерного усложнения и удорожания новой машины, и вместе с тем обеспечить потенциал для расширения ее функционала и роста ее возможностей на десятилетия вперед.
И здесь очень поможет опыт семейства Су-30, представители которого стали самым массовым и успешно продаваемым типом тяжелых истребителей на мировом рынке последних 20 лет, не в последнюю очередь за счет их открытой архитектуры бортового оборудования, которая позволила сторонним разработчикам БРЭО и вооружений довольно легко и быстро интегрировать их на данный тип машин. Будь то израильские системы РЭБ, французские сенсоры или американские управляемые авиабомбы.
Что касается состава борта, то представляется логичным, если новая машина будет оснащена радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой. И прежде всего даже не из-за каких-то более широких ее возможностей, в сравнении с пассивными ФАР, хотя и из-за них тоже, а банально из-за стоимости жизненного цикла и обслуживания, который у АФАР с большим массивом твердотельных приемо-передающих модулей в итоге получается дешевле, особенно на перспективу трех-четырех десятков лет.
Также представляется целесообразным размещение оптиколокационной станции переднего обзора, но такая станция должна быть ближе к нашим сравнительно простым и дешевым КОЛС, заточенным прежде всего для задач воздушного боя, чем к монструозной EOTS истребителя F-35, которая конечно обладает куда более лучшими характеристиками в части оптики, и посему более широким функционалом, но при этом и стоит в разы, если не на порядок дороже.
Задачи оптической разведки и наведения оружия по земле вполне может взять на себя подвесной прицельный контейнер, причем буквально тот же, что разаработан Уральским Оптико-механическим Заводом для Су-57.
Ну или импортные аналоги, буде на то желание инозаказчика. А можно за основу взять и комплекс оптико-электронных сенсоров Су-35. Причем вместе с сенсорами обнаружения атакующих ракет и лазерного облучения.
В любом случае, подход к бортовому оборудованию должен быть предельно взвешенным, чтобы не удорожать стоимость машины и ее содержания. И модульность и открытость архитектуры здесь — главенствующий фактор.
С оружием же всё куда проще. Основная его номенклатура достанется новому ЛТС от его старшего брата, Су-57, а если какому-то заказчику потребуется что-то сверх того, то он всегда воленинтегрировать уже существующие АСП сторонних разработчиков, заказать разработку специфичного АСП, под свои нужды и задачи или разработать его самостоятельно, как это было в случае с индийской УРВВ Астра и рядом других образцов.
Итак, в заключение еще раз сформулирую, по-тезисно, облик новой машины, каким он видится лично мне:
Легкий однодвигательный двухмаховый истребитель с открытой и модульной архитектурой "борта", концепция которого ставит во главу угла задачи воздушного боя, а также предельную его доступность для потенциальных заказчиков, как в плане стоимости его приобретения, так и в стоимости его содержания и обслуживания.
Такая вот нехитрая аналитика облика новой машины. И я намеренно оставил за скобками сверхманевренность и прочие подробности ЛТХ новой машины, ограничившись лишь пределом по скорости новой машины, два Маха. Сверхманевренность, можно сказать — общее, для всех современных машин Сухого, место. А о более подробных ЛТХ гадать пока смысла не вижу.
Через пять дней узнаем в чем я был прав. А в чем, быть может, и заблуждался. Делитесь своим мнением в комментариях.
...Впрочем, пять дней ждать и не пришлось. Смотрите уже сейчас Первые фото нового ястреба от КБ Сухого и их первичный анализ.