В Волгоградской области действуют 17 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), еще несколько должны ввести в строй до конца года. У региона есть соглашение с Минэнерго России о предоставлении субсидий на строительство таких заправок. Речь о 216 миллионах рублей на 2021 год. К 2024 году число комплексов предстоит довести до 40 - не только в Волгограде и Волжском, но и в других муниципалитетах.
Стоимость строительства одной АГНКС - от 70 до 150 миллионов рублей. Цена зависит от количества компрессоров, коммерческой привлекательности земли и прочих факторов. Размер субсидии в прошлом году был 40 миллионов рублей, в этом году на четыре миллиона меньше. На въезде в Волжский как раз идет возведение новой станции. Выбор места обусловлен близостью оживленной трассы.
- К ноябрю будет сдана, на 60 процентов уже готова. Подвели все коммуникации, сделали основное здание, - сказал мастер строительного участка Вячеслав Гуськов. - Здесь будет четыре заправочных колонки. Работает тут 25 человек. Так как границы закрыты, все рабочие из Волгограда. Материалы тоже заказываются в регионе.
Количественно газовые станции сильно уступают пока бензиновым. Пока не введут в строй волжскую заправку, ближайшая находится через Волгу - в Тракторозаводском районе областного центра. Да и она появилась недавно: в конце 2020 года. Важное отличие от пропановых станций - это отсутствие подземных хранилищ. Топливо подается от магистрального газопровода на компрессорную установку и в сжатом виде поступает в колонку. То есть нет скопления газа. К тому же метан легче воздуха, он быстро улетучивается. Момент немаловажный, так как в прошлом году в городе был несчастный случай, связанный со взрывом пропана.
- У нас в среднем 400 единиц техники заправляются в сутки. Рядом находится пассажирское автотранспортное предприятие, поэтому постоянно заезжают автобусы, - отметил начальник АГНКС Владимир Пригарин.
Волгоградец Константин Свинарев перешел на газ, воспользовавшись специальной программой господдержки. Ее участникам субсидируют до половины стоимости расходов на переоснащение автомобиля. Программа по переоборудованию транспорта на компримированный природный газ рассчитана до 2024 года. Деньги дают не автовладельцу, а собственникам мастерских. И в сервисном центре водитель заключает договор сразу с учетом 50-процентной скидки.
- Ездить на газе гораздо приятнее, заправляешься реже, на каждом километре экономишь. Я второй год уже езжу. Рекомендую всем переходить на метан, чтобы заботиться об окружающей среде, - говорит Свинарев. - Но заправок можно было бы и побольше. Хотя не скажу, что это существенная проблема.
Первые газовые АЗС в Волгоградской области появились еще в 1988 году (две в Волгограде и по одной в Камышине и Волжском), но по-настоящему развитие началось только в прошлом году, когда регион попал в число 28 субъектов, где действует госпрограмма. Для сравнения все четыре станции в конце 80-х заправляли две тысячи кубометров топлива в сутки. А сегодня одна АГНКС предоставляет от семи до 25 тысяч “кубов”.
- С 2010 до 2021 год потребление компримированного метана в Волгоградской области увеличилось в семь раз. По данным ГИБДД, на 1 января этого года у нас 2508 транспортных единиц ездят на газе. Это 0,2 процента от всей техники. Да, пока мало, - прокомментировал руководитель сектора программ энергосбережения на транспорте Волгоградского центра энергоэффективности Игорь Брызгалин. - Но переход на газ позволит оставить часть денег в семейном бюджете. Один кубометр метана стоит 19 рублей 98 копеек. Если сравнивать с бензином, то получается в 2,5 раза дешевле. Нам надо к 2024 году перевезти на природный газ 5200 автотранспортных средств.