Найти тему
Матвеев

Как НЕ стать Рок- Звездой (Продолжение -4)

-2

Этап III. Становление

Шаг 8. Устройство группы

Говоря об устройстве группы, многие начинают говорить про состав и инструменты, но здесь все намного глубже и сложнее. Вы, как будущая финансовая единица, должны четко понимать кто и за что отвечает. Должны быть – директор, бухгалтер, рекламщик и технарь. Это если образно. Устройство ни чем не отличается от любого ИП торгующего резинками от трусов. Конечно же такой прям жесткой иерархии нет, но каждый должен заниматься чем-то одним и тогда группа будет работать и зарабатывать, буде такое случится. А иначе это все превратиться в цирк и смысла этому не будет. И так:

Лидер. Лучше всего, если в группе будет лидер, тот, кто ведёт группу через тернии прямо к звёздам. Многие считают, что должно быть равенство членов группы, но всё-таки лучше, если кто-то один будет поддерживать дисциплину, следить за порядком организации репетиции, возможно, определять, каким путем пойдет все предприятие.

Будет лидер группы диктатором или нет – это от человека зависит, но если в группе ни одного лидера, точнее, лидеры все, сложности в организации процессов могут обостриться. Впрочем, были случаи, когда отсутствие в группе явного лидера только помогало развитию группы, но чаще всего это – исключения, подтверждающие правило.

Внимание! Лидер – это не просто «командир на лихом коне», как сказал в известном фильме Чапаев. Это – ответственность за всех!

Лидер решает очень много административных вопросов, что частенько убивает дух авантюризма и рок-н-ролла в человеке, по-этому всю это складывают на плечи менеджера, а лидер просто имеет право голоса от всей команды, чтобы любая встреча с менеджером, директором клуба или журналистом, не превратилась в балаган. Возможно, он будет директором вашей группы в будущем, но как правило, для подобного рода деятельности, человек должен шарить.

Бухгалтер. Вторая по значимости должность в команде. Это тот человек, который будет отвечать за общие деньги. Важно, чтобы у участников было доверие к нему, а у него – порядочность и предприимчивость.

Ситуации, требующие управления деньгами группы возникают часто: плата за репетиционную базу, пластики барабанщику, пиво басисту, взносы за участие в фестивалях, афиши, рекламная продукция, дорожные расходы, запись песен, съемки клипов. Возможны и другие варианты, но ответственность за финансовую часть серьезна.

Он, естественно, превратится в финансового распорядителя вашего проекта. Он будет заключать выгодные контракты и, как следствие, покупать замки на лазурном берегу Франции, пока вы живете в съемной однушке за МКАДом. Шутка.

Тут довольно тонкий момент, потому что большинство коллективов ругаются опять же именно из -за бабок. Вон сколько скандалов в прессе. А все потому, что басисту недоплатили за то, что он написал три ноты, а не две, как указано в договоре.

Распространитель/и. Третья должность – распространитель. Тут идет прямое взаимодействие с общественностью. Обратная связь, ведение аккаунтов с соц.сетях, распространение записей, билетов и мерча идет через этого человека. Такую должность может занимать как участник команды, так и друзья группы, т. е. люди, жаждущие оказать ВАМ содействие, увлеченные ВАШИМ творчеством, рассказывающие всем и везде что знакомы с Рок-группой «…», которая самая лучшая в глуби далеких галактик. Чаще всего такие сочувствующие потом превращаются в ПИАР - команду вашего коллектива, будут способствовать образованию фан-клуба. Зачастую первый костяк фанатов в дальнейшем становится пресс-службой группы, если до такого доживут, т.к. все это делается на общественных началах, даже когда группа начинает зарабатывать первые существенные деньги.

Как рекламщик, могу долго рассказывать о приемах продвижения группы, но все это не имеет смысла, потому что опять же все ооочень индивидуально. Пару лет назад на Ютуб-канале БРЫЩ, Алеська зачитывала письмо-призыв от одной группы, которые решили полностью на себе прочувствовать всю нелегкую жизнь рокеров. Эта группа делала все по формуле и как казалось им, они поступали верно, а по логике вещей так оно и было. НО! Группа не сработала и в чарты они не попали. Почему? А фиг его знает, я их послушал меня не цепануло, но письмо это нашел в текстовом варианте, в сообществе Брыщ в ВК и сел изучать.

Чуваки действовали по схеме. Все было правильно, но не взлетели пацаны. Были обвинения и в сторону организаторов концертов, и в сторону распространителей билетов, и в сторону рекламщиков, которые занимались пиаром группы, и внутренние терки они разобрали. Кто прав, кто виноват не буду судить, хотя наши владельцы клубов те еще мудаки, че скрывать, сам сталкивался. Когда за два часа до начала концерта тебе объявляют, что тут будет банкет, а вы со своим роком идите куда хотите, потому что заказчик банкета предложил денег больше. И ты как дебил за два часа до начала ищешь новую площадку, летишь на другой конец города, оповещаешь всех в соц.сетях и т.д. Много проблем бывает, но утверждать то, что вы дартаньяны, а все пидорасы нельзя. Нужно искать проблемы и в себе тоже.

Возможно, это письмо как раз и было таким своеобразным рекламным ходом, потому что после этого письма они взлетели. Удачный пиар-ход или же просто удача, сказать сложно, но это пример грамотной рекламы, которой как раз таки и занимается распространитель.

Технарь. – Бог группы, чувак, который шарит за все чуть больше, чем дофига. Вы, по идее, как бы сами должны следить за своими причиндалами, но он разбирается в них лучше всех. Чего скрывать, я много раз чинил кардан барабанщику и помогал перетягивать или настраивать пластики, а гитарист всегда следил, чтобы мы были правильно отстроены, крутилки были правильно выкручены и ничего не било током и не загрязняло звук.

И на этой веселой ноте мы остановимся на следующем вопросе.

Шаг 9. Оснащение группы

О, как я обожаю эту тему. Не в плане того, что я дрочу с пеной у рта на какие нить педальки. Мне пофиг, я и на ZOOM 505, выжму из любой гитары то, что мне нужно, главное желание, руки не из жопы и наличие зачатков разума.

Сколько вращаюсь в музыкальной сфере, но мне не дано понять, многих аспектов гитарного педалборда, потому я и басист. Там всего четыре струны – первая, вторая, Ля и толстая. Шутка за триста от бас-гитариста.

А если серьезно, то играть РОЦК на батиной гитаре, использовать кастрюли вместо ударных, это не тот путь, который нужен настоящему металлюге. Надо мяса, да побольше.

Чтобы правильно формировать свой аудиальный вкус, нужно как минимум приемлемый, отстроенный инструмент с прямым грифом. Потому что, если привыкнуть играть на дровах, а после взять человеческую гитару в руки, вы не поймете ее. Для вас она покажется странным, неведомым существом и вам захочется обратно в свой уютный гаражик, к своим дешевым китайским или того хуже советским инструментам, пиликать три аккорда, которые в принципе вы можете поиграть и дома или на лавочке во дворе, без всего этого выпендрежа про группу.

Конечно, есть группы, которые неплохо используют игрушечные инструменты и даже детские погремушки, но таких – меньшинство, а делать на этом деньги вряд ли получится. Нужны инструменты посерьезнее.

Желательно, чтобы уровень инструмента был немного выше уровня ВАШЕЙ игры. Это будет служить стимулом для совершенствования техники владения инструментом. Когда гитарист звучит как пластмасса, ударник выдает звук похожий на ведро с гайками, играть не хочется, хочется натурально ебнуться об стену. И начинаются поиски вариантов улучшить свое звучание.

Вариантов – море. Лучше всего обратиться к братьям по разуму, там тебе всегда накопают какой ни какой стек или комбарь, более менее нормальную гитару, (свою первую нормальную басуху я лично взял просто погонять на концерт и сразу после концерта выкупил ее за косарь русских денег и банку пива)…Стоимость невысокая, и у ВАС уже появятся первые инструменты, на которых можно хоть как-то играть. Но это для тех, кто совсем на мели.

Немного больше денег – сходите в музыкальный магазин, где можно купить новые музыкальные инструменты по приемлемой цене. Это будет лучше предыдущего варианта.

Микрофоны и голосовое оборудование.

Вокалисты. ХВАТИТ КЛАСТЬ БОЛТ НА ТО КАК ВЫ ЗВУЧИТЕ НА РЕПЕТИЦИИ И НА КОНЦЕРТЕ!!!. Очень многое зависит не только от вокальных данных, как многие думают, но и от правильно отстроенной и подобранной аппаратуры. Вы замечали, что многие вокалисты пафосно таскаются со своим микрофоном? В этом нет ничего странного. Так же как гитарист или барабанщик таскает свои железки, потому что он знает их звук и они настроены под него, так же и под разные типы голоса нужно подбирать микрофон. Универсальным решением является компания SHURE. Их микрофоны самые адекватные в плане цены и качества.

Но по мимо микрофонов, вокалисту придется понять свой голос и как его правильно отстраивать на микшерном пульте. Да,да. Я сейчас не шучу. Ты, как вокалист знаешь какой у тебя тембр, какие частоты присутствуют в той или иной степени – высокие, средние, низкие. В каком стиле и какой тональности ты поешь. Если ты всего этого еще не знаешь, то бегом к учителю по вокалу или хотя бы знающему человеку, разбираться в этом всем. В зависимости от стиля музыки и конкретных вокальных данных, партий, аппарата, помещения, ты должен покрутить ручки на пульте и правильно выставить себе даун, хайт и мидл. И если, к примеру у тебя в голосе не хватает низов или ты любишь дрочить на средних частотах, ты можешь чуть дожать эквалайзером этот недостаток и твой голос зазвучит плотно. Лично мне всегда не хватало верхов и, потому что у меня певческий голос низкий, в хоре я всегда пел в басовой секции.

А вот если у тебя проблемы с громкостью, то ты хоть завыкручивай бегунки на пульте, хоть запикуй все лампочки, но громкость голоса напрямую зависти от дыхалки. Если дыхалка в жопе, то голос получится вялым и тихим. Короче, бегом к преподавателю исправлять проблему. Самоучители в ютубе мало помогут, т.к. тебя нужно координировать и поправлять со стороны знающему человеку.

Электрогитары.

Основная ошибка новичков сводится к тому, что они выбирают гитару не по звучанию, а по крутости внешнего вида. Кривой гриф – пофиг, зато как у Керри Кинга. Я сам попадался в эту ловушку, но набравшись опыта, стал различать «оттенки серого», так сказать.

Лично меня привлекает точный, грубый и непоколебимый звук Les Paul,(на оригинале я не играл, но даже китайской реплики мне хватило, чтобы влюбиться в эту модель с первого дрынька). Плюс, нравиться ощущать в руках и на плече тяжесть инструмента, в противовес воздушных Stratocaster, где звук более мелодичный и расплывчатый, а гитара почти не весомая, что хорошо сказывается на быстрых сольных партиях. Но выбирать вам, я тут не советчик. А если смотреть на рынок гитар, то можно выделить следующие:

Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (запущена в производство в 1952 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, в последствии такие фирмы как Ibanez, Jackson и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

Если обращаться к звучанию, то по общему определению, можно сказать следующее: Fender и Ibanez создавались как более тонкие и мягкие по звучанию. Подходят для соло-партий или каких-либо блюзовых моментов, а вот Jackson и Gibson обычно более мясные и их любят ритм-гитаристы для создания большего мяса и добавления гитарных низов. Хотя это всю субъективизм и любую гитару, в зависимости от комплектации и дополнительных настроек, можно переиначить под любой стиль музыки и любое звучание.

Бас гитары.

Бас-гитара (басовая гитара) – струнно-щипковый музыкальный инструмент, как правило признается разновидностью гитары, хотя является обособленным классом инструментов. Предназначается для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже – сольного инструмента. Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия. Обычно бас гитары выпускают те же фирмы, что и электрогитары.

В плане звучания бас-гитары на репетициях или на концерте хочется сказать следующее – хватит наваливать низы! Основная ошибка все начинающих басистов это желание выделится и наваливать свою лопату на всё и вся, потому что якобы их не так слышно, как допустим гитариста. Нет. Бас нужно настраивать таким образом, чтобы твои партии не сливались во невнятный пердеж, а было удобочитаемое на слух звучание и создавался звуковой объем. Послушай любую песню, жанр не важен. Выключи низы и ты удивишься, каким унылым гавном сразу все становиться, но как только ты добавляешь бас, песня приобретает краски и оттенки.

Так что все петухи, кто гонит на басистов утритесь, без нас – басистов, не было бы вашего гребаного музла, раскудахтались они, мать вашу. Вот ты, да ты, гитарист, сидишь и ноешь, что тебе сложно учить партии? А ты попробуй дундокать «картошку» восемь минут по кругу. И ведь эту партию ты мне написал, а когда я начинаю просто джемовать в пределах нотного диапазона, что ты мне прописал, то ты на меня гундишь, что сбиваешься, потому что я не держу линию. А меня лично бесит играть нули.

Так же, отдельный камень хочется кинуть в сторону звукачей, которые по определению срезают низы на пульте, забивая болт на бас в принципе, от чего смысл бас-гитары теряется, а выступление получается вымученным и резким, как пенопластом по стеклу. Но про саундчеки и отстройку аппаратов мы поговорим позже.

Ударная установка.

В стандартную ударную установку входят тарелки крэш (crash), райд (ride), хай-хэт (hi-hat), высокий том-том (high tom-tom), низкий том-том (middle tom-tom), малый барабан (snare drum), напольный том-том (floor tom-tom) и бас-барабан (bass drum). Тарелки крэш ставятся на специальные стойки, их высота устанавливается на уровень, чуть выше том-томов (крэш и райд). Тарелки хай-хэт (hi-hat) представляют собой две внешне одинаковые, но разные по высоте звучания тарелки (top и bottom), которые ставятся на одну стойку с педалькой, связанной со стержнем. При нажатии на педаль тарелки соприкасаются краями по периметру края и издают характерный звук. К бас-барабану крепится педаль с колотушкой, удар производится при нажатии ногой.

В тяжёлой музыке (метал, хард-рок и т. д.) часто используется два бас-барабана или двойная педаль (кардан). Также барабанщики используют дополнительные тарелки (сплэш (splash), чайны (сhina) и т. д.) и том-томы или малые барабаны. Иногда используются также два хай-хэта.

Во время бытности музыкантом, был у нас ударник, который на полном серьезе заявлял, что метроном ему не нужен и приводил убийственный аргумент о том, что Майк Портной играет без метра. В итоге, на сложных сбивках или просто мясных кусках он сливал темп, а на простых партиях загонялся иногда в два раза выше нормы. Это не есть хорошо. Из - за этого рушится архитектура песни, остальные участники группы едут в партиях и атмосфера композиции пропадает.

Синтезаторы, драм-машины, пэды и прочее.

На заре зарождения электрической музыки синты были чем-то из разряда научной фантастики и играющих на них людей считали фриками, гигами и прочими маргиналами. Если взять в пример историю психодела и в частности группу PINK FLOUD, посмотреть на их работу, то диву даешься, как с таким колличесвом аппарата вообще можно было не то что выступать, а вообще разобраться в таком диком нагромождении проводов, кнопок и крутилок. Сейчас же в телефоне можно писать биты и вообще любую музыку, пока едешь в маршрутке на репетицию или работу.

Шаг 10. Репетиционная база

Самый проблемный момент любой группы. В больших городах это не сильная проблема, можно прийти на реп.точку и за «недорогорублей» порепать два часа. НО! Скажу сразу, два часа недостаточно, чтобы нормально поковырять материал. Вот честно. Оптимальное время 4-5 часов минимум!

Вот смотри, вы забили репу с пяти до семи вечера. Пока гитарист разложит свои педальки, пока вокалист вкрутит пульт, пока ударник развесит свои железяки, а ведь всем еще надо покурить. По факту вы будете репать сорок минут. Этого даже на разогрев не хватает. На разминку вокалиста уходит почти час. Пока он распоется.

Однако инструментов недостаточно. Надо закреплять и развивать свои музыкальные навыки, а для этой цели нет ничего лучше репетиций, следовательно нужна репетиционная база. И чем лучше укомплектована эта база, тем лучше ВАМ работать.

Репетиционные базы можно разделить на два типа: оборудованные и не оборудованные.

Стоимость аренды базы первого типа зависит от качества и комплектации аппаратуры.

Улучшенный вариант оборудованной базы включает в себя барабанную установку, комплект звуковой аппаратуры (микшерный пульт, приборы обработки звука, усилители, колонки, комбики).

Упрощенный вариант оборудованной базы предполагает наличие барабанной установки, микшерного пульта и усилительной аппаратуры.

Необорудованную (и чаще бесплатную) базу ВАМ придется комплектовать самостоятельно.

Желательно арендовать хорошее платное помещение с аппаратурой. Это поможет ВАМ добиться приличного звука, чтобы, выйдя на сцену, чувствовать себя более уверенно.

Можно и дома репетировать, конечно, но там акустика не та, да и ждать прихода соседей с милицией или возмущения родителей того, у кого ВЫ репетируете, как-то не очень приятно, творчеству это только помешает.

Попробуйте поговорить на этот счёт с администрацией ДК, школы или детского сада. Базы некоторых омских рок-групп в свое время были даже на пивзаводе и в банно-прачечном комбинате.

Можно найти подвал в жилом доме – многие так и делают. И вот тогда уже надо показать, что ВЫ серьёзно настроены: привести всё в порядок, установить добытую аппаратуру.

В общем, вопрос вполне решаемый. Стоит немного оглядеться вокруг и, я уверен, ВЫ будете удивлены обилию возможных вариантов.