Найти тему

Как реформируют общественный транспорт Екатеринбурга: смена автобусных маршрутов — история о нерешительности и полумерах

Как-то раз, четыре года назад, городские власти решительно решили разобраться с городским транспортом. Мол, граждане не хотят на нём ездить, потому что он неудобный, плохо ходит и вообще.

Надо что-то решать. Чтобы решать, позвали гражданина Джаретта Уокера (его как-то раз Илон Маск обозвал идиотом, отчего урбанисты знатно бомбили обоими полупопиями), и тот коллективно с местными интеллектуалами нарисовал от руки мега-схему маршрутов. Трассировка там была весьма странная, про неё отдельную заметку писать можно, но не в этом суть. Помимо трассировки предлагалось отказаться от традиционных номеров маршрутов и все их переименовать. За скромные труды свои гражданин Уокер с коллегами взяли то ли восемь, то ли десять (то ли сначала восемь, а потом — десять) миллионов рублей.

Фрагмент нереализованной схемы 2017 года
Фрагмент нереализованной схемы 2017 года

Внедрять мега-схему хотели с 1 июля 2017 года, о чем сообщили буквально накануне. Информационная подготовка, которая была в руках мэрии, оказалась провалена начисто. Естественно, это вызвало шквал непонимания со стороны общественности. Помимо естественных претензий к логике изменения трассировки, были вопросы и к формату оплаты: предполагалось, что схема будет заточена под повременный тариф, где не надо оплачивать каждую посадку. А повременный тариф родить тогда так и не смогли.

Родили его попозже, про это можно почитать в заметке о транспортной системе Екатеринбурга.

В общем, резкое внедрение реформы остановилось, и началось постепенное её натягивание на глобус Екатеринбурга. Хотелось бы написать вдумчивое, но не получится. Сейчас расскажу почему.

Четыре года спустя, комитет мэрии по транспорту таки добрался до переименования маршрутов, начав с автобусов. Информационная подготовка на прежнем уровне: объявление на сайте автобусного парка, куда ходит местный айтишник, пять городских урбанистов и четыре энтузиаста. Новость на городском портале запостили за неделю или чуть не накануне.

Что, зачем, почему? Столько вопросов и так мало ответов. А их хотелось бы получить, потому что с 1 июля 2021 года 24 автобусных маршрута из 71 сменили номера:

  • 1 -> 65
  • 4 -> 94
  • 5 -> 75
  • 08 -> 68
  • 9 -> 88
  • 10 -> 90
  • 19 -> 36
  • 011 -> 40
  • 11 -> 91, 11М -> 91М
  • 17 -> 97
  • 18 -> 58
  • 018 -> 81
  • 21 -> 59
  • 021 -> 56
  • 22 -> 92
  • 29 -> 69
  • 039 -> 79
  • 045 -> 45
  • 45 -> 71
  • 56 -> 96, 56Б -> 96Б
  • 59 -> 99
  • 060 -> 80
Отныне это не 5 и 10, а 75 и 90 маршруты
Отныне это не 5 и 10, а 75 и 90 маршруты

Три вообще отменили: 32, 64 и 059. Вдобавок появился ещё один новый: 44 маршрут от метро Ботаническая до посёлка Компрессорного завода.

На вопросы граждан по поводу происходящего ответил Заместитель председателя Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга Николай Вахлов. Он выступил в среду, 30 июня 2021 года, в программе «В центре внимания» радиостанции «Город FМ 107,6».

По его словам, изменения, вступающие в силу с 1 июля 2021 года, коснутся 24-х автобусов, и продиктованы, в первую очередь, необходимостью избежать двойной нумерации маршрутов общественного транспорта.

«На сегодня существуют маршруты автобусов № 018 и 18, № 021 и 21 и так далее, – отметил спикер. – В Комитет давно поступали обращения жителей города с просьбами навести порядок в нумерации, дабы избежать путаницы».

Вроде бы логично говорит товарищ Вахлов. Или нет? Зачем тогда трогать 1й автобус? Чем помешал 29й?

43 маршрут всё ещё имеет близнеца №043
43 маршрут всё ещё имеет близнеца №043

Более того, если мы заглянем на сайт Екатеринбург.рф, то в разделе транспорт мы можем найти список маршрутов автобусов. В нём по-прежнему есть дубли: 042 и 42, 043 и 43, 053 и 53, 054 и 54, 056 и 56. Совсем не пересекаются в пространстве только 053 и 53. Одна пара — 043 и 43 — пересекаются лишь на одной развязке. Ещё одна пара имеет общие остановки в некоторых местах маршрутов, а 054 и 54 вообще — общую конечную Синие камни.

54 и 054 маршруты
54 и 054 маршруты

Нет, я полностью поддерживаю мнение, что нолик — это не разделитель разных по смыслу маршрутов. Но отчего работу не довели до конца?

Другая версия заключается в том, что будто бы мэрия города планирует ввести единую сквозную нумерацию маршрутов ОТ, чтобы как в Москве избежать путаницы. В этом случае автобусам отдают номера маршрутов с четвертого десятка, а трамваям и троллейбусам раздают с 1 по 40й маршруты.

Интересная теория, но с практикой она тоже бьётся так себе. Ведь по-прежнему есть автобусы №№ 01, 05, 06, 09, 012, 014, 016 и 019. А среди муниципальных остались №№ 12, 24, 25, 26, 28. Их обозначения имеют аналоги у трамвайных маршрутов, да и у троллейбусов имеются №№ 1, 5, 6, 9, 12, 14 и 16. Трамваи с троллейбусами, кстати, вообще на 100% пересекаются. Если решили пронумеровать заново, отчего бы не сделать сразу и нормально?

Или гражданин Вахлов не в курсе какие вообще маршруты в городе есть? Может быть неплохой идеей было бы пересадить профильного чиновника с казённой Camry на муниципальный автобус: заодно бы в маршрутах разобрался.

Как бы то ни было, переименования случились и особого бунта не вызвали. В свете мировых событий, дачно-отпускного сезона и дорожных ремонтов какие-то маршруты народ не испугали вообще. В самом транспорте сейчас висят двойные маршрутные таблички, со старым и новым номерами.

А вот на остановках не так всё гладко. Новые, оснащённые электронными табло показывают уже новую нумерацию. А вот на статичных знаках написаны старые маршруты. Причём встречается такое даже в центре.

Короче, в нашем городе без электронной карты транспорта никуда.

Что касается причин и смысла изменения нумерации маршрутов, то интересно было бы послушать версии. Потому что в ином случае только и остаётся, что следить за развитием событий.