Найти тему
Служение каждому

Изучаем Вместе Послание к Евреям. Глава 4

Оглавление

Глава 4

Иисус — совершенный Первосвященник

Послание к Евреям 2:10–18

Теперь мы переходим к третьей причине, по которой Иисус намного превыше всего и вся, почитаемого иудеями. Иисус величественнее пророков. Он намного превосходит ангелов. И Он также совершенный Первосвященник.

«Так подобало, что приводящий многих сыновей во славу Бог, для которого и благодаря которому всё существует, сделал вождя их спасения совершенным через страдания. Тот, кто освящает людей, и те, кто освящаются благодаря Ему, — все дети одного Отца, и поэтому Иисусу не стыдно называть их братьями. Он говорит:“Я возвещу Твое имя братьям Моими буду петь славу Тебе в присутствии всего собрания” (Пс. 21:23).

Он говорит:

“Я буду полагаться на Него” (Ис. 8:17)и “Вот Я и дети, которых дал Мне Бог” (Ис. 8:18).

А так как дети обладают человеческой природой, то и Он сам получил человеческую природу, чтобы своей смертью лишить власти того, кому принадлежит власть над смертью — то есть дьявола, — и освободить тех, кто всю свою жизнь находился в рабстве у страха перед смертью. Ведь не ангелам Он помогает, а потомкам Aвраама! Для этого Христу надо было во всем стать таким, как Его братья, чтобы быть милосердным и верным в служении Богу Первосвященником и искупить грехи народа. Он сам страдал, перенося искушения, и может теперь помочь тем, кто встречает искушения в жизни» (Евр. 2:10–18).

В этом отрывке мы находим свидетельство о человеческой природе Христа и Божьем замысле, воплощенном в Нём. Здесь звучит радикальная идея: Богу нужно было «сделать совершенным» Иисуса-Спасителя. Значит, Он не был совершенен! «Сделать совершенным» — по-гречески teleioo. Это одно из тех слов, с которыми надо обходиться весьма осторожно. Оно часто (как, например, здесь) переводится «сделать совершенным», но означает «стать зрелым» или «полностью развитым», то есть цельным. Оно не означает «сделать безупречным, лишенным изъяна». В этом слове заложен глубокий смысл. Именно оно используется в Пятикнижие там, где говорится об освящении, посвящении и помазании Первосвященника на служение в скинии (Исх. 29:7, 29, 33, 36; Лев. 4:5, 8:33, 16:32, 21:10; Чис. 3:3). Итак, по закону для исполнения служения священник должен был быть освящен, посвящен и помазан. То же самое требовалось и от Христа, чтобы стать нашим Первосвященником.

Поразительно, что Иисус «усовершился» через страдания. Эта идея радикальна в свете языческих воззрений. Даже для иудеев мысль о страдании Бога удивительна. А то, что Он пострадал еще и за нас — ошеломляет. Иисус сделался совершенным, потому что вкусил человеческие невзгоды и познал, каково это. Сын Бога разделяет нашу борьбу, потому что Сам через нее прошел. Он понимает скорби этого падшего мира! Иисус назван archegos — «вождем» или «зачинателем» нашей веры. Он вождь, потому что проложил для нас путь. Он сделался совершенным/цельным, потому что перенес искушения и страдал, но ни разу не согрешил. И теперь мы можем следовать по Его стопам. Когда богатый говорит бедному: «Я понимаю твои лишения», бедному крайне тяжело в это поверить. Миллиардер Пол Гетти однажды сказал: «Если хотите так же разбогатеть, вам надо каждый день рано вставать, тяжело трудиться и добывать нефть». Хочется ответить: «Как скажешь, Пол». Бедняк переживает то, что для человека с деньгами непостижимо. Но вот если бедный смог подняться и разбогатеть, ему тут же верят. Пострадав, Иисус стал одним из страждущих этого мира, которыми являемся мы с вами. Он буквально породнился с человеком. Неудивительно, что автор говорит: «Тот, кто освящает людей, и те, кто освящаются благодаря Ему, — все дети одного Отца». Какая великолепная мысль! Мы — члены семьи Иисуса, потому что Он изведал всевозможные страдания, как и мы.

Много лет назад нас с женой попросили провести в Бостоне семинар для семейных под названием «Радикальная любовь». На одном из наших выступлений Мишель поделилась о своем хроническом заболевании и вызовах, с которыми сопряжена ее жизнь. Она рассказала, как из-за болезни ей приходилось пропускать собрания и как люди в церкви сомневались в ее преданности Богу. Она делилась о том, что значит жить с болью и слышать, что ты не достаточно «отдающая». После урока ко мне подошли несколько мужчин, чтобы поблагодарить и поделиться своими мыслями на тему выступления. Оглянувшись, я был поражен: моя жена стояла в окружении десятков женщин. Из-за своих страданий она тут же стала для них героем. Они доверяли ей как лидеру. Иисус понимает нас, потому что был одним из нас. «И Он… получил физическое тело»[1] (Евр. 2:14). Иисус стал совершенным, потому что изведал такую боль и утраты, которые неведомы Богу-Отцу и Создателю небес. Бог-Отец послал к Нам Иисуса, Еммануила — Бога с нами!

Иисус — не начальник, сидящий в офисе с кондиционером и поглядывающий сверху вниз на работников. Он вышел из своего офиса и, закатав рукава, трудится бок о бок с нами. Мы не могли подняться к Богу, поэтому Он сошел к нам. Мы не могли понять Бога, поэтому Он спустился, чтобы понять нас и дать нам возможность понять Его. Как же это прекрасно!

В стихе 17 написано, что Иисус «во всём стал таким, как его братья[2]». Когда размышляешь о том, Кто Бог, этот факт не укладывается в голове и в то же время вызывает восхищение. Будучи в тяготах, мы хотим найти сострадание. Никто не захочет открыться человеку, не познавшему скорбей и не умеющему сочувствовать. Мы ищем изведавшего боль, того, кто разделит наши невзгоды. Даже когда мы грешим, нам хочется увидеть не леденящее осуждение, а снискать понимание: ведь так тяжело преодолеть грех. Иисус знает, каково нам, и Он всё преодолел! Целью Христа, как написано, было стать «милосердным и верным в служении Богу Первосвященником». Для нас, грешников, милосердие очень важно. Ради нашего спасения Христос исполнился милостью и веры: помогая нам, Он не отчаивается и не изнемогает. Он был и остается нашим archegos[3] — защитником и победителем! В древние времена состоятельные люди нанимали сильных воинов, чтобы те сражались за честь, имя и даже жизнь хозяина. В своих комментариях к Посланию к Евреям Уильям Лейн так объясняет слово archegos: «Взяв эту традицию за основу, пророки развили важную богословскую идею, представляя Бога в образе победителя и защитника Израиля»[4]. Иисус — защитник и победитель, прокладывающий нам путь, Он любит нас и считает Своей семьей. Каждый хочет победить. Мы ищем напутствия и совета у тех, кто преуспел в важной для нас области. Мы нанимаем и хорошо платим тем, кто добился выдающихся результатов. Мы знаем, что указать нам путь сможет только тот, кто сам его прошел и чего-то добился. Разве вы пойдете тренироваться к слабому тренеру? Иисус преуспел во всём. Более того, Он победил саму смерть, которая держала нас в оковах страха! Поэтому у нас нет оправдания не следовать за Христом, и есть все причины сосредоточиться на Нем и идти по Его стопам.

«Выйдет Господь, как силач,разожжет Свою ярость, как могучий воин;Закричит, поднимет воинственный кличИ восторжествует над врагами» (Ис. 42:13).

[1] В английском «Он тоже стал человеком». — Прим. пер.

[2] В английском «полностью человеком». — Прим. пер.

[3] Это греческое слово употребляется в Евр. 2:10 и переведено на русский словом «вождь» (в синодальном и некоторых современных переводах) или «зачинатель» (в IBS). — Прим. пер.

[4] William. L. Lane, Hebrews 1–8, Word Biblical Commentary vol. 47a (Dallas: Word Incorporated, 1998), 62.

Продолжение следует…

Если вы хотите приобрести книгу, и читать в бумажном варианте, пожалуйста, приобретайте ее по ссылке. Доставка осуществляется за пару дней.