Найти тему
АвтоДвиж

Почему белорусские тракторостроители не трясутся над российским рынком и игнорируют импорт

Считается, что Белоруссия живет только потому, что львиную долю всей выпускаемой продукции поставляет на наш рынок. Закрой мы свои границы, и производство у соседей встанет. Но когда об этом говоришь белорусам, они удивленно расширяют глаза и уверяют, что для большинства отраслей Россия – это лишь половина экспорта товаров, а для некоторых и вовсе не в приоритете…

Я не стал выяснять, что там творится с белорусской «молочкой» или бельем «Милавица», а покопался в теме, мне близкой – в тракторостроении. Так вот, из информации, основанной на отчетах Белстата по итогам первого квартала 2021 года, выясняются действительно интересные вещи. Соседи умудрились отправить на экспорт 9877 тракторов общей суммой почти 160 млн долларов.

Первый сегмент – тракторы мощностью до 25 л.с. Их на экспорт ушло 187 ед. (на 650,6 тыс. $) – почти в половину больше, чем в аналогичный период 2020 года.

И большая часть техники пошла именно в Россию – 156 ед. Так что здесь пока все предсказуемо – наш рынок в приоритете.

Беларус 152
Беларус 152

Следующий сегмент – тракторы мощностью от 26 до 50 л.с. Их было поставлено 247 ед. (на 2 млн 320 тыс. $).

Здесь ситуация с экспортом уже интереснее. В Россию ушло всего 152 ед. Еще 31 продали в пределах СНГ, а вот 40 машин было поставлено в другие страны. Куда делось еще 24 трактора, неясно.

Беларус 451
Беларус 451

Сегмент тракторов мощностью от 51 до 100 л.с. является для белорусских экспортеров самым массовым. Было поставлено 7909 ед. (на 114,14 млн $).

Тут приоритеты рынков сбыта действительно меняются. В Россию ушло 3312 ед., или 41,9% от всего экспорта. 1492 ед. было отгружено на Украину, 845 ед. – в Казахстан.

Вне пределов СНГ было продано 1345 ед., из которых 633 ед. взял Пакистан, 180 ед. – Польша, и 135 ед. – Египет.

Беларус 952.7
Беларус 952.7

Относительно неплохо продаются и тракторы с двигателями мощностью от 101 до 175 л.с. Их было реализовано 1459 ед. (на 39,58 млн $).

И в данном сегменте доля поставок в Россию меньше половины – всего 617 ед., или 42,3%. Зато на Украину пошло в 4,8 раза больше тракторов, чем за аналогичный период 2020 года – 309 ед., и еще 119 машин взял Казахстан.

За пределы СНГ ушло 185 ед., из которых 135 ед. приобрели в странах ЕС. Павда, в каких именно, не уточняется.

Беларус 1523.3
Беларус 1523.3

Невелик для белорусских тракторостроителей оказался и сегмент техники мощностью свыше 175 л.с. Было реализовано всего 75 ед. (на 2,9 млн $).

В Россию ушло 55 ед., на Украину – 14 ед., в Узбекистан – 2 ед. А вот оставшиеся четыре трактора укатили в Польшу – видимо там бренд «BELARUS» все еще имеет определенное влияние.

Беларус 3023
Беларус 3023

А вот импорт в страну, где тракторостроение явно не на коленях, оказался предсказуемо мал. За три месяца 2021 года в Беларусь было поставлено 6 тракторов мощностью от 100 до 175 л.с.: из Турции - 3 ед., из Китая - 2 ед., из Германии - 1 ед. В сегменте свыше 175 л.с. поступило 49 тракторов.: из России - 16 ед., из США - 15 ед., Германии – 13 ед., из Франции – 5 ед.

К сожалению, конкретные модели или хотя бы марки тракторов, поставленных в Белоруссию из-за рубежа, не указаны.

Кировец К-742МПр
Кировец К-742МПр

И еще момент. Несмотря на разговоры о «кончине» главного белорусского производителя комбайнов, предприятия «Гомсельмаш», соседи в первом квартале поставили на экспорт 38 ед. техники (на 1,25 млн $).

К нам было поставлено 13 ед., в Азербайджан – 2 ед., в Литву – 2 ед. и в Польшу – 2 ед.

GS 2124
GS 2124

В то же время в саму Белоруссию было ввезено 11 комбайнов, в том числе 3 новых из Германии. Оставшиеся 8 машин пришли из Польши, Великобритании и Швеции, но новые они или подержанные – не сказано.

Deutz Fahr 6095
Deutz Fahr 6095