В Одессе вдоль железнодорожных линий стоит огромный паровозный цех бывшего завода барона Унгерн-Штернберга, построенный в 1883 году по проекту архитектора А.Д.Тодорова. Ныне руинированный памятник архитектуры пережил пожар и разграбление внутреннего убранства, а теперь его пытаются своими силами сохранить горожане.
Стоит сказать, что именно в этом месте зарождалась транспортная история Одессы, ведь барону Унгерн-Штернбергу было поручено соединить город железной дорогой сначала с Балтой, а затем с Кременчугом и Харьковом. Для обслуживания железнодорожной инфраструктуры и появился комплекс вагоноремонтных мастерских, в частности, спроектированное в 1883 году по проекту видного архитектора А.Д.Тодорова монументальное здания депо, которое можно отнести к лучшим образцам одесской промышленной архитектуры благодаря высокой степени эстетичности и выразительности внешнего облика.
С приходом советской власти мастерские продолжали свою работу по прямому назначению до 1930 года, когда предприятие было преобразовано в краностроительный завод имени Январского восстания («Краян» - некогда крупнейшее предприятие Одессы). С этого началась легендарная история флагмана тяжелого краностроения СССР. В первое время II мировой войны в цехах «Краяна» строили бронепоезда, выпускали минометы, ремонтировали танки.
Завод перестал функционировать в 2000-х годах, здания оказались никому не нужны и начали приходить в упадок. Ещё до недавнего времени внутри сохранялись подлинные винтовые лестницы и частично круглые окна с оригинальным остеклением. Сейчас же спилено и вывезено всё! Да и фасадные стены памятника истории Украины, как видите, не очень хорошо себя чувствуют.