Наверняка вы не раз сталкивались с теми, кто выступает резко против вакцинации, а возможно, вы и сами против. Безусловно, часть таких людей пребывают в локальном заблуждении, пеняя исключительно на отечественные вакцины против коронавируса, а прочие прививки готовы ставить без особых нареканий со своей стороны. Таких граждан можно упрекнуть лишь в отсутствии информированности и, пожалуй, тотальном недоверии правительству России. Что же касается классических "антиваксеров", то с ними дела обстоят значительно серьезней, а недоверие к вакцинации имеет глубинные причины. Как тут не вспомнить благословенное советское время, когда мнения товарищей никто не спрашивал и прививали всех без исключения. Впрочем, в России со времен оспопрививания особого сопротивления постановке вакцин не наблюдалось. Свою роль в этом играло безусловное доверие, как врачам, так и властям (последним не всегда и не так уж безусловно). Однако, в какой-то момент произошел общественный надлом и граждане, внезапно, стали отказываться от прививания. Что же произошло, когда и почему?
До свидания АКДС, здравствуй дифтерия!
История отечественного антипрививочного движения берет свое начало в середине 70-х. К этому моменту СССР преуспел в борьбе с довольно опасной болезнью - дифтерией. Антипиком заболевания можно считать цифру в 198 случаев, зафиксированных в 1975 году, и это стало поводом для разговоров о снижении активности прививочной кампании. Не помогли и увещевания признанного специалиста в области эпидемий Виталия Белякова, который настаивал на ревакцинации призывников. Армия для дифтерии и стала чем-то вроде чашки Петри. Здесь болезнь пережидала, развивалась и начала распространяться. Уже в 1976 году количество случаев заражения дифтерией увеличилось в двое (к 1975 году), а к 1986 году в 150-200 раз. Министерство здравоохранения СССР спохватилось и выпустило приказ "О мерах по предупреждению заболеваемости дифтерией". Но одно дело разработать очередной спасительный план, другое дело все это реализовать. Здесь, как и в остальных областях позднего СССР, благие намерения столкнулись с суровой действительностью - экономика страны шла под откос. В итоге профилактическая кампания результатов не дала, а с распадом СССР рухнули и последние надежды остановить рост заболеваемости.
Именно к концу существования СССР на свет полезли многочисленные мракобесы и шарлатаны, которые на фоне рухнувших устоев начали пропагандировать новую мораль. Если диссиденты действовали согласно своим политическим убеждениям и верили в светлое будущее, то личности вроде Галины Червонской попросту набивали себе авторитета, за счет подрыва основ советского строя (если СССР плохой, то в нем плохо все, в том числе и вакцины). Им дали возможность говорить, но сняли всякую ответственность за слова, так что те четыре тысячи жизней, взятых дифтерией, останутся лишь на её совести. Но обо всем по порядку.
В конце 80-х и начале 90-х, по мере роста свободы слова и количества средств массовой информации, среди многочисленных политических и социальных публикаций, стали появляться статьи о медицине. Тот, кто застал те благословенные времена, уверен, помнят издания а-ля СпидИнфо, где размещалось черте что, от статей про приведения, до инопланетного происхождения звезд эстрады. Стоит ли ожидать, что в таких изданиях редактор будет строго следовать нормам морали и совести, отбрасывая потенциально вредный материал? Конечно нет. И речь не только об упомянутой газетенке, так было везде. Госпожа Галина Червонская активно пропагандировала свою позицию по отношению к вакцинам везде, как на телевидении, так и в относительно серьезных изданиях, например, "Аргументы и факты".
Но мы продолжаем "погружаться во тьму", оболванивая население "только прививками", угрожая неминуемой смертью отказавшимся от этой, неграмотно проводимой в нашей стране, медицинской профилактической помощи.
«Не навреди». А ведь вредим. Публикация в «Медицинской газете», 1995 год.
Галина Червонская не просто человек с улицы, типа гомеопата Александра Котока, а специалист. Она вирусолог, более того, участвовала в разработке вакцины против полиомиелита, защищала диссертацию в НИИ имени Н.Ф. Гамалеи, была близка к правительственным кругам и принимала участие в разработке нескольких федеральных законов. Иными словами дама известная и авторитетная. И этого авторитета было достаточно, чтобы вывести на государственный уровень спор о необходимости прививания населения вакциной АКДС. Само собой эти разногласия получали освещение в СМИ. Кому же поверят граждане, видящие то, как их страна летит в тартарары? Ну очевидно, не тем, кто является представителем власти. Так что Галине Червонской даже аргументы не требовались, достаточно было просто сказать: "Мы вам не верим!". Да что там! На центральных каналах заряжали воду и рассасывали шрамы, люди готовы были поверить чему угодно.
Дифтерия шагает по стране
В то время, как Галина Червонская и её сподвижники нападали на АКДС, СМИ активно публиковали антипрививочные статьи, в стране начался бурный рост заболеваний дифтерией.
В Москве возникла реальная угроза эпидемии дифтерии. Этот факт не предается широкой огласке, однако редакции Ъ удалось получить статистические данные о динамике этого заболевания с начала 1992 года, предназначенные для служебного пользования. Из них следует, что заболеваемость дифтерией возросла с начала года в 1,9 раза, количество бактерионосителей увеличилось в 2,3 раза. Известно 499 случаев заболевания, из них 112 — у детей. Умерло, 20 человек, из них шестеро детей, причем двое детей умерли на прошлой неделе.
Газета "Коммерсантъ" №9 от 15.10.1992
В Саратове заведующая отделом саратовской санэпидстанции Ирина Авдеева прямо заявила: люди болеют дифтерией, потому что боятся делать прививки АКДС, а боятся потому, что "всех запугала пресса". 21 января 1993 года главный санитарный врач Санкт-Петербурга подписал распоряжение о поголовной иммунизации жителей города - Петербург резко "опередил" все регионы России. Заместитель председателя Госсанэпиднадзора Анатолий Монисов в августе 1993 года заявил о резком ухудшении эпидемиологической ситуации еще в Краснодаре и Дальнем Востоке. К ноябрю 1993 года был создан штаб по борьбе с эпидемией дифтерии, а в Москве начали открываться первые моногоспитали - учреждения отведенные исключительно для лечения больных дифтерией. 10 ноября 1993 года Виктор Черномырдин подписал постановление об экстренных мерах по борьбе с дифтерией, а в кулуарах минздрава заговорили о необходимости принятия закона об обязательной вакцинации всего населения страны. Предлагается ввести комплекс мер, в том числе и принудительных, которые не позволят уклониться от вакцинации ни одному гражданину (за исключением случаев медицинских противопоказаний).
Беспечность правительства СССР в 70-х-80-х, в купе с подрывом доверия к вакцинации в начале 90-х, привели к тому, что 1994 год Россия встречала вместе с эпидемией дифтерии. 7 июля 1994 года главный санитарный врач Москвы Николай Филатов заявил на пресс-конференции, что число заболеваний дифтерией в первой половине 1994 года более чем в 3 раза превысило аналогичный показатель 1993 года. К тому же выросло число заболевших коклюшем (напомню, что АКДС, это вакцина и против дифтерии, и против коклюша). Само собой, эпидемия коснулась не только России, но и распространялась в соседних странах - осколках СССР. За 1994 год на территории бывшего Союза было зарегистрировано 50 412 случаев, из них около 40 000 приходилось на России. Не болели только в одной стране, в Эстонии, где, внезапно, большая часть взрослого населения была вакцинирована еще в 1985–1987 годах.
Может это только совпадение? Ну, так получилось, что сначала в СССР (уже в момент распада), а потом в России начали спорить о целесообразности вакцинации, распространять слухи о не эффективности и даже вредности АКДС, а потом случилась эпидемия дифтерии, отправившая на тот свет около 13 тысяч граждан. Но нет. Зависимость распространения инфекции от антипрививочной кампании уже давно не вызывает сомнений.
- Натуральная оспа, Стокгольм, (1873–1874). В результате снижения охвата вакцинацией с 90 до 50%, возникла вспышка, с которой справились, расширив оспопрививание.
- Коклюш, Великобритания (1970–1980). Снижение охвата вакцинацией с 81 до 31% вызвало вспышки коклюша. В Англии и Уэльсе в год заболевали свыше 200 тысяч и погибали не менее 100 детей в год. Спад заболеваемости и смертности наблюдался после увеличения охвата до 90%.
- Коклюш, Швеция (1979–1996). Прекращение вакцинации привело к тому, что заболели 60% детей младше 10 лет.
- Корь, Голландия (1999–2000). 3250 случаев кори, 650 тяжелых, 5 энцефалитов и 3 смерти в сообществе ультра-консервативных протестантов, отвергающих противоинфекционную вакцинацию.
- Корь, Ирландия (2000). В 1999 г. лондонский гастроэнтеролог Dr. Andrew Wakefield, предварительно договорившись с представителями околовакцинального юридического бизнеса, после предоплаты опубликовал подтасованные материалы, якобы доказывающие, что причина аутизма у детей — это вакцинация живой коревойпаротитной-краснушной вакциной (MMR). Целью скандала был иск к фирме-производителю вакцины в пользу «пострадавших» от вакцинации, юристов, ведущих процесс, и, разумеется, врачей, его обслуживающих. Через 6 лет Andrew Wakefield был разоблачен, но непосредственным следствием MMR-скандала было снижение противокоревой вакцинации в Ирландии с 79 до 60% и вспышка кори. Заболели 1500 детей, около 100 тяжело, 3 из которых погибли.
- Полиомиелит, корь, дифтерия, Нигерия (с 2001 г.). Отказы от вакцинации по причине недоверия к западной медицине привели к вспышкам кори 20 тыс. заболевших и 600 погибших в 2005 г.
- Эпидемический паротит, Канада (с 2008 г.). Вспышка эпидемического паротита в Чилливаке. 196 заболевших в секте консервативных протестантов, отвергающих противоинфекционную вакцинацию.
Возможно, кто-то из вас думает, что не может одна Галина Червонская быть ответственной за формирование в России антипрививочного движения. Ведь сама она, вроде как, не против прививок, а исключительно за то, чтобы они были качественными и ставились только после предварительного обследования. Нельзя упускать из виду международных пропагандистов Альфреда Уоллеса, Дона Гамильтона и Роберта Мендельсона, которые, собственно, и стали источником вдохновения для большинства антиваксеров. Однако, именно Галина Червонская сыграла на подорванном доверии к государству, обеспечив благодатную почву для развития идей противников вакцин. Могли ли сформировать целое движение такие ребята, как целитель Копылов, главбух-физик Афанасенков, тибетский целитель Асадулин, ветеринар Бочкарёв и, упомянутый выше, гомеопат Коток? Вряд ли. В отличие от этих "специалистов" Червонская обладала достаточным авторитетом и влиянием, и теперь активно цитируется всевозможными мракобесами, призывающими ценой жизни наших детей вырабатывать коллективный иммунитет естественным путем. При этом, если вглядеться в левое предплечье активных противников вакцин, то можно заметить - сами они привиты.